"Королева советской моды"

Сегодня в письме из России обнаружила ссылку на материал об Александре Николаевне Грамолиной ─ руководителе Рижского дома моделей. Журнал "Открытый город" (Рига) опубликовал очерк о "королеве советской моды" на своём сайте 26 августа ─ в мой день рождения.

Я с ней познакомилась примерно в 1990 году. Элегантная, подтянутая, всегда энергичная, умная Александра Николаевна учила меня одеваться "с шиком". Я у неё часто бывала дома, мы пили чай из старинных фарфоровых чашек, она рассказывала об обожаемом внуке, о своих путешествиях, при этом была очень такой правильной дамой, наверное это от привычки руководителя следить за своими словами.

 Вот я писала о ней в своем ЖЖ 4 года назад

• • •

• tanya_mass.livejournal. 17 ноября 2013 ↓

✒ О Лариссе Андерсен

Всё хочу записать, чтоб не позабылось.
Ларисса Андерсен, узнав, что я жила в Риге, спросила при первой встрече:
─ А вы не знали Шуру Колыванову? Это моя подруга. Они уехали из Китая в Ригу.
─ Не знала, ─ честно ответила я...

При нашей последней встрече [в 2012 г.] она опять вспомнила Шуру Колыванову. И тут меня, наконец, осенило: Александра Николаевна! Бывшая руководительница Рижского дома моделей. Я же, оказывается, знала её ─ Шуру Колыванову!

Элегантная, хоть и расплывшаяся в талии, в тёмном платье с белым воротничком, строгостью манер напоминающая жену партийного работника из старых советских фильмов, Александра Николаевна рассказывала о том, как в Китае они организовывали свои модельные показы...
Как потом, когда к власти пришли коммунисты, и русская колония начала распадаться ─ все знакомые уезжали из Китая в Америку, Австралию, Александра с мужем решили вернуться в Россию. Но они оказались в Латвии, которая была уже советской. У неё в доме стоял огромный резной китайский сундук красного дерева... И статуэтки...

Она организовала школу манекенщиц при ателье "Ригас Модес", учила их ─ "красивых, но совершенно не умеющих себя ценить", ходить, принимать цветы, учила жестам, словам, наклону головы, простым секретам женского очарования, которыми владели дворянские девушки её круга и которые считались лишними для женщин ─ строительниц коммунизма.
У неё не сложились отношения с невесткой-латышкой. Её единственный внук не говорил по-русски и очень дерзко вёл себя с любящей русской бабушкой, которая страдала от этого, но любила этого подростка горячо и жертвенно, как и полагается русской бабушке...
Однажды я сказала Александре Николаевне, что еду в монастырь под Елгавой на соборование (это был примерно 1993 год). Она попросила меня взять её с собой. Мы поехали туда вместе.

Всё это я успела рассказать Лариссе при нашей последней встрече, не зная, что это окажется последними нашими разговорами...
Я себя корю, что не позвонила ей в течение того месяца, что она была в больнице, ─ я просто замоталась по своим делам и ничего не знала. У Лариссы как раз тогда гостили её родственники по линии мужа ─ француза.

Журналистка из Владивостока Тамара Калиберова ─ что сегодня стрижёт лавры на имени Лариссы, не осталась с ней до конца, никому из французских друзей Лариссы не сообщила о том, что она в плохом состоянии. Самое главное ─ Тамара пишет, что позвонила в какую-то православную церковь в Лионе с просьбой исповедовать и причастить, если Ларисса будет умирать. И что потом как будто никто из священников не захотел приехать. Это ─ ложь или отмашка. Почему бы Тамаре просто не набрать, например, мой или чей-то другой французский номер телефона из записной книжки Лариссы? Мы же знакомы с Тамарой... Я просто не могу понять этого...

А я, послужив Шуре Колывановой (Шамрай, Грамолиной) в духовном смысле, не смогла этого сделать для Лариссы. И мучаюсь совестью, вспоминая о ней, просившей об исповеди и причастии перед смертью, но так и не получившей этого... Об этом мне рассказал её французский племянник... Пусть когда-нибудь станет стыдно цепкой журналистке Тамаре Калиберовой за это.

***

И вот в этом году в рижском СМИ  опубликован материал Александре Николаевне

• • •


Королева советской моды






Александра Грамолина.




Модельер Александра Грамолина,
живя в эмиграции в Китае, одевала богатых американцев, а вернувшись в
СССР, устроилась в Рижский дом моделей, сделав его лучшим в стране.



Историк моды Александр Васильев считает, что вся советская мода обязана
русскому Шанхаю: «В 1950-е – 1960-е годы знаменитым на весь СССР Рижским
домом моделей руководила русская шанхайка Шура Грамолина, опытный
модельер, имевшая до возвращения в СССР в Шанхае дом мод The modern
women. На сайте Рижского музея моды тоже упоминается Александра
Грамолина, но информация скупа: «Долгие годы художественным
руководителем Рижского дома моделей была дизайнер Александра Грамолина,
которая после смерти Сталина вернулась из эмиграции — из Китая». И это
все.

читать дальше: http://www.freecity.lv/zhzl/45253/




Recent Posts from This Journal

Очень познавательная статья, интереснейший человек. У нас дома хранились журналы Ригас модес того времени, мама оттуда шила по выкройкам.
Спасибо! Я познакомилась с двумя моделями из Ригас Модес на курсах вождения. Они тогда меня поразили своей осанкой и сдержанным благородством в поведении и в речах. Наверно, школа Грамолиной сказалась.

Шили тогда в Ригас Модес, надо сказать, великолепно. Никогда не испытывала проблем с красивой качественной одеждой благодаря им. (И еще на Кришьяна Барона, недалеко от трамвайной остановки, кажется, было замечательное обувное ателье, где я себе заказывала модельную обувь по ноге.)

До сих пор вспоминаю ту красоту и удобство.
Ой, стрижки - это вообще больной вопрос.

Я все раньше удивлялась, почему моя подружка, переехав в Гродно, продолжает приезжать в Ригу к своему мастеру, а потом, уехав, поняла сама, почему.

Там можно было пойти в любую парикмахерскую на окраине с абсолютной гарантией стильной и качественной стрижки - настолько сильна была школа парикмахерского искусства. После их стрижек можно было вообще не укладывать волосы - они ложились сами, так хорошо мастера понимали тип, рост волос и какая прическа могла подойти клиенту. Ааааааа!