Мое интервью с православным британским физиком-ядерщиком

Оригинал взят у tanya_mass в Мое интервью с православным британским физиком-ядерщиком

ЗНАНИЕ О ДУХЕ ВАЖНЕЕ ВСЕХ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

Кто может положить пределы духовной жизни в обществе? Я бы сравнил общество с человеком. Светская деятельность для него — это дела плоти, а религия — духовная жизнь. Как человек деградирует без духовной жизни, так и общество «портится» без религии.

Сегодня во всем мире идет диалог между наукой и верой./ Я не люблю слова религия, я всегда говорю о вере./ Наука может обойтись без веры, вера — без науки, а человек нуждается и в науке и в вере. Мы живем в такие замечательные времена, когда в научной среде происходят изменения во взгляде на веру. Нильс Бор говорил, что наука показывает вселенную не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой она кажется ученым. То есть все научные теории — это не абсолютные истины, это всего лишь представления, проекции, отбрасываемые реальностью на ограниченный человеческий мозг. Поэтому ученые не могут претендовать на истину в последней инстанции. И они ни в коем случае не должны препятствовать духовным процессам, происходящим в обществе. Это недопустимо.
Я уже будучи ученым начал задавать себе вопросы о науке, и увидел, что мы — ученые, часто по своей воле попадаем в тюрьму наших научных теорий. Мы сделали столько интересных замечательных открытий: телескопы ведут нас во вселенную, микроскопы — в микромир. Скоро, на подходе уже, аппарат, который « увидит» человеческую мысль. И при этом ответа на главный вопрос о цели человеческого бытия на земле наука не имеет . Этот ответ нужно искать в храме. Поэтому честные, ответственные ученые не должны брать на себя такую роль инквизиторов от науки и мешать духовным процессам, происходящим в обществе. Тем более — в России, стране, пережившей такую страшную насильственную атеизацию.
Введение в школах предмета «основы православной культуры» и преподавание в университетах теологии — мне кажется, это замечательная идея! Я бы немножко изменил название: назвал бы этот предмет «Введение в духовную жизнь», потому что религия мне кажется всего лишь внешним проявлением своей веры, которая является областью духа. Знание о Духе пришло к нам от Господа, человек не смог бы его создать. И это знание необходимо для людей. Необходимее, чем все научные теории, вместе взятые.




















Сергей Сергеевич Тарасенко, 72 года, Великобритания, доктор наук, физик- ядерщик, Член международной комиссии МАГАТЭ, автор 3 книг, изданных во Франции, на тему : религия и наука . Самая известная из них называется : «Осознание лимитов научных методов познания» Доклад С С Тарасенко в Российской Акалемии Наук в ноябре 1994 года назывался: «Открытое письмо тоскующим по научному материализму»

Вопрос: Сергей Сергеевич, сейчас в России   на фоне     возрождения духовной жизни, ведутся споры о том месте в русской обществе, которое должно быть у   Православвной церкви. Письмо 10 ученых к Президенту России пытается доказать, что РПЦ уже пересекла положенные ей пределы.

С.С. Тарасенко: Кто положил пределы духовной жизни в обществе? Можно сравнить общество с человеком, с личностью , в котором светская деятельность –это дела плоти, а духовные процессы – это самая важная часть человеческой личности - без которой человек деградирует, так сказать « портится».   Как в человеке дух растет развивается, так и в обществе. И так же как человек, общество без духовной жизни- портится.

Сегодня во всем мире идет этот диалог между наукой и верой./ Я не люблю слова религия, я всегда говорю о вере./ Наука может обойтись без веры, вера – без науки, а человек нуждается и в науке и в вере. Мы живем в такие замечательные времена, когда   в научной среде происходят изменения во взгляде на веру. Нильс Бор говорил, что наука показывает вселенную не такой, какой она есть на самом деле, а такой какой она кажется ученым. То есть все научные теории – это не асболютные истины, это всего лишь представления, проекции, отбрасываемые реальностью на ограниченный человеческий мозг. Поэтому ученые не могут претендовать на истину в последней инстации. И они ни в коем случае не должны препятствовать духовным процессам, происходящим в обществе. Это

недопустимо.

Я уже будучи ученым начал задавать себе вопросы о науке, и увидел, что мы- ученые, часто по своей воле попадаем в тюрьму наших научных теорий. Наука существует уже 3 с половиной века. Мы сделали столько интересных замечательных открытий: телескопы ведут нас во вселенную, микроскопы - в микромир. Скоро, на подходе уже, аппарат, который « увидит» человеческую мысль. И при этом   ответа на главный вопрос о цели человеческого бытия на земле наука не имеет . Этот ответ нужно искать в храме. Поэтому честные, отвественные у ченые не должны брать на себя такую роль инквизиторов от науки и мешать духовным процессам, происходящим в обещстве.Тем более – в России, стране, пережившей такую страшную насильственную атеизацию.

-А как вы относитесь к идее создания предмета   религоведения в средних и высших учебных заведениях России?

Это хорошая идея.Я бы немножко изменил название: я бы назвал этот предмет «Введение в духовную жизнь», потому что религия мне кажется всего лишь внешним проявлением своей веры, которая является   областью духа.   Знание о Духе пришло к нам от Господа, человек не смог бы его создать. И это знание   необходимо для людей . Необходимее чем все научные теории, вместе взятые./ Хотя лично мне интересны люди образованные и верующие/ Книга Бытия – Бог Словом Своим создал все – землю, воду, звезды, животных , человека за семь дней. Нам же нужны тома книг, чтоб объяснисть, что это – СЛОВО? Это Слово   само является элементом формации мира , и с него началось все. Я думаю, что этот предмет-духовная жизнь-     очень важный – так как он касается жизни   каждого человека. И понуждает каждого человека задуматься о себе самом.

Татьяна МАСС

Recent Posts from This Journal