Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote,
Татьяна МАСС
tanya_mass

Ресурсы национальной идеи

Запостила эту статью как информацию к размышлению. Не на сто процентов согласна - особенно когда в  вылу полемики автор называет шарлатанами людей, которые мне кажутся не шарлатанами...

Оригинал взят у 64vlad в Ресурсы национальной идеи
Приходится много слышать о том, что патриотический всплеск на фоне крымских событий не имеет серьёзного ресурса не только из-за нездоровой экономики, но и из-за отсутствия "мессианской" идеи наподобие советской, без которой-де невозможно возрождение "имперской" внешней политики. Разочарую почтенных интеллектуалов, очевидно забывших историю.Напротив, ущемлённое национальное чувство бывает сильнейшим катализатором реваншистских настроений в обществе. Самые яркие примеры: Франция конца 19 - начала 20 столетий, более 40 лет (от франко-прусской до 1-й мировой войны) жившая идеей реванша за седанский разгром, национальное унижение и утрату Эльзаса с Лотарингией, и Германия 20-х - начала 30-х, где гитлеровский нацизм лёг на благодатную почву всё того же ущемления национальных чувств Версальским договором.

СССР распался, в частности, потому, что "донорская" политика советской власти в отношении нац.окраин, вызывавшая раздражение русских, сделала большинство из них равнодушными к идее сохранения такой "империи наоборот". Но последующие события - отрыв этнически русских территорий (на Украине, в Казахстане, Молдавии) от России, дискриминация русских в отколовшихся лимитрофах (от унизительных законов в Прибалтике до погромов в Средней Азии), волна беженцев, разочарование в Западе (надеялись на распростёртые объятия и "коврижки" в обмен на окончание "холодной войны" и всевозможные уступки- вместо этого получили голый расчёт и расширение НАТО без России и против неё, в продолжающемся стремлении максимально её ослабить) - всё это вызвало рост националистических настроений. У одних они вылились в стремление дальнейшего обособления от "понаехавших" от собственной нищеты бывших "меньших братьев" ("хватит кормить Кавказ", "гастеры, проваливайте к себе домой в Среднюю Азию"), но у большинства (в осознании того, что многонациональная структура России не позволяет ей радикально "избавиться от инородцев") - агрессивность по отношению к Западу, который винится во всём, и соответственно - рост "геополитического" патриотизма. Ярким проявлением таких настроений стала изумившая почтенных социологов (как в России, так и вне её) почти единодушная, 80-процентная поддержка русскими действий Путина в Крыму. Более того: неожиданный поворот украинских событий и лёгкая победа в Крыму оживила почти утраченные надежды на возврат юго-востока Украины (а точнее: исторической Новороссии, Донбасса и отчасти Малороссии), что в перспективе (при условии возможного распада Украины) способно возродить "панславистские" мечты о конфедерации южнославянских балканских государств (Болгарии, Сербии, Черногории с Македонией) под эгидой России и о выходе в Средиземное море.

Для этого вовсе ненужна никакая "мессианская" идея - вполне достаточно обычного национального реваншизма. "Мессианские" идеи, наподобие советской, противоположны национальным. Суть мессианства: навязывание миру собственной модели поведения, экономики и т.д. Суть национальной идеи: "не мешайте нам жить по-своему, а мы не будем мешать вам". При этом стремление к воссоединению этнически русских земель отлично ложится в русло нац.идеи, и даже панславизм - не более чем проповедь братского единения родственных народов, никакого мессианства остальному миру не несущая. Имперская же политика завоевания чужих территорий, очевидно ушедшая в прошлое - тоже никакое не мессианство, а обычная геополитика, не противоречащая нац.идее. При этом опыт Петра Великого и "революции Мэйдзи" в Японии великолепно демонстрируют, что перенимание полезных вещей у Запада вовсе не тождественно соглашательству и капитулянтству перед Западом во внешней политике (проповедуемым современными недо-"либералами"), а может быть направлено на прямо обратное - на завоевание "своего места под солнцем".

Характерно при этом, что, сколько ни повторять "СССР - не Россия", в сознании большинства современных русских - независимо от их симпатии к коммунистам или отрицательного отношения к ним - живёт та самая (хоть и в сущности ошибочная) идея продолжения общей истории государственности вне зависимости от режимов. И для 80% антисоветски настроенных патриотов победа в ВОВ и другие внешнеполитические успехи СССР, несмотря на отрицательное отношение к Сталину и другим, воспринимаются как собственные победы, совершенно не ассоциируясь при этом с "преимуществами советского строя" (вопреки утверждениям шарлатанов вроде Кургиняна и Кара-Мурзы и их тупоумных последователей), - точно так же, как победа над Наполеоном не ассоциируется с гипотетическим превосходством монархического строя.

Наконец, часть "учёных аналитиков" утверждает: новый виток международной напряжённости вызовет трудности в экономике, а современный россиянин-де избалован потребительскими стандартами и не выдержит этого. Господа, оглянитесь за пределы собственных кухонь: уровень жизни большинства соотечественников, поднявшись сравнительно с "лихими 90-ми", не превысил уровня позднесоветских времён, не считая доступности ранее дефицитных товаров, прежде всего импортных, - но общая потребительская корзина от этого не выросла. Так что русский человек как раз относительно "не избалован" и много чего может выдержать. А для власти переключение внимания народа с экономических трудностей на реваншистскую внешнюю политику - отличная возможность для укрепления своих позиций. Независимо от того, как относиться и к такой политике (лично я отношусь положительно), и к самой власти (лично я отношусь противоречиво, но если заслуживающий критики Путин где-то делает что-то полезное для нац.интересов - почему бы не поддержать это? не вижу никакого ума в позиции "баба Яга всегда против").
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments