Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote,
Татьяна МАСС
tanya_mass

Categories:

Про понты, духовность и пармезан

Оригинал взят у den_axa в Про понты, духовность и пармезан

Хотите правду? Некоторые думают, что журналистика придумана для того, чтобы нести информацию или помогать обществу. Изобретатель атомной бомбы тоже думал помогать людям. Журналистика же придумана для того, чтобы управлять, продавать и выкаблучиваться. Еще на первых глиняных табличках шумеров было написано: Покупай зерно там-то, наш царь – молодец, а все египтяне идут лесом. Современная журналистика на 80% – это понты. Тот, кто умеет лучше всех их колотить, тот самый крутой журналист, а его статьи будут расходиться как горячие пирожки. Даже если люди и понимают, что их обманывают, любая пища для гордости – это всегда приятно. Если, конечно, вы не верующий человек.



Прочитал на днях статью Валерия Панюшкина в «Снобе» «Пармезан — это духовность», где автор рассуждает о том, что устрицы и пармезан – это духовные ценности.

Как и положено в таких случаях, он апеллирует к истории, к культуре и технологиям, трем китам современной цивилизации. История, технологии и культура – это всегда подкупает. Скажи эти три магических слова, и современный читатель ляжет на спинку, подставляя свое розовое доверчивое брюшко. Любым читателям льстят экскурсы, предполагающие их нехилый интеллектуальный уровень. Любой парадокс становится естественным, если к нему применить такие аргументы. Взять, например, инцест. Скажете, фу-у-уу! А если я напишу, что в древнем Вавилоне спать с дочерьми – это важная культурная традиция, подчеркивающая духовное единство вавилонского общества. Что другие великие цивилизации, вроде Египта, Греции и Рима, бережно переняли и продолжили эту традицию, сделав ее неотъемлемой частью своей культуры. Что сегодня в развитых европейских странах, вроде Швеции или Нидерландов, есть партии и общественные организации, продвигающие законы на право каждого отца на это высокодуховное и культурное времяпровождение. Не правда ли, мило звучит?

Зачем умный образованный православный человек, вроде Валерия Панюшкина, который прекрасно знает, что духовная жизнь невозможна без борьбы со страстями, и пост – один из краеугольных камней духовного совершенства человека, пишет совсем о другом?

Когда он спрашивает пармезан или сулугуни – это праздный пустой вопрос. Для духовной жизни они одинаково не важны. Отказ от них ради поста, а пост ради любви ко Христу – вот что такое православная духовность.

Духовность – это не картины великого Леонардо, это православные иконы. Они не отменяют и не запрещают живопись, они говорят о другом. Картинами можно наслаждаться и получать от них эстетическое удовольствие. Картины Леонардо говорят о другом мире. Иконы дают возможность с этим миром общаться. Это реальность совершенно другого, высшего порядка. А сравнивать их – все равно, что сравнивать итальянскую кухню с Евхаристией.

Все святые своей жизнью показали, что еда – это вообще неважно. Тело не больше ли одежды, а душа тела?
Еда нужна лишь для того, чтобы давать телу силы для общения с Богом и служения людям. Названные за свою жизнь великими, вроде Пимена Великого или Макария, круглый год питались сухим хлебом с малым количеством овощей. Показательна история с последним, в келье которого долгие годы стоял кувшинчик с маслом. Когда кто-то пришел к нему и открыл, оказалось, что масло испортилось. На что авва Макарий искренне удивился и сказал: Прости меня брат! Я не знаю, каково масло на вкус, за всю свою жизнь я его никогда не пробовал. Вот что такое духовность.

Преподобный Сергий Радонежский в еде был неприхотлив до безразличия, а в среду и пятницу вообще ничего не ел. Преподобный Серафим Саровский отказался от любой приготовленной руками пищи и под конец жизни ел только траву сныть.

Если говорить про наших современников, то можно вспомнить известного даром прозорливости и чудотворений преподобного Нектария Оптинского. Чтобы не услаждаться пищей, он просто брал и смешивал всю еду, что ему давали, в одной тарелке. И суп, и кашу, и компот в одной тарелке. Еще и радовался при этом, как ребенок.

По классификации Валерия Панюшкина, такое поведение – не просто бездуховное, а прямо аморальное. Попадись отцу Нектарию под руку прекрасный французский сыр, он, не задумываясь, бросил бы его в тарелку. А как иначе? Пармезан ведь тоже от Бога. Как и гламурные журналисты, впрочем.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments