Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote,
Татьяна МАСС
tanya_mass

Category:

Беседы с французским православным священником

Оригинал взят у
tanya_massБеседы с французским православным священником




Фото мое: Мишель де Кастельбажак
Мои беседы с французским православным священником,  представителем старинного знатного рода  Мишелем де Кастельбажак в сильно усеченном виде были опубликованы в журнале  "ФОМА".

Полную версию читали мои друзья, священники, монахи и говорили, что это нужно читать всем. Как выразился один  мой друг - это не беседы, а  просто духоподъемная поэма.  Я не загоржусь от такой похвалы - дело, конечно, тут не во мне, а в личности Мишеля де Кастельбажака, который рассказал историю своей жизни и  о своем приходе в православие.

Рукоположенный  святым Иоанном Шанхайским, отец Мишель всю жизнь отдал православной церкви... Он светится, когда говорит о церкви и о нашей  православной вере. Думаю, что материал этот  достоин быть опубликованным, наконец, в полном виде...

Татьяна МАСС


Когда я впервые попала в церковь св. Иоанна Русского в Лионе, я сразу заметила отца Мишеля - старенького православного священника в черной рясе. Он молился в алтаре по-французски. Голос был слаб, а от интонаций неожиданно замирало сердце - никогда я не слышала таких молитв в алтаре. После службы вокруг отца Мишеля всегда собирается толпа - всем хочется услышать от него благословение или просто поговорить. Поэтому я шла на это интервью настроенная, может быть, слишком умилительно. Как будто почувствовав мое внутреннее поклонение перед ним, отец Михаил меня предостерег:

- Вы знаете, Татьяна, чем больше человек находится в церкви, тем менее значимой становится его личность.

Я позволила себе не согласится: Насколько я могу сравнить людей верующих и неверующих, как раз наоборот, личность сильнее и ярче проявлена в первых.

Отец Михаил задумался на мгновенье:

- Тогда, можно сказать, что для себя самого становишься не так важен…

Беседы с Протоиереем Мишелем де Кастельбажак:

- Когда я в 24 года ушел из католической церкви в православную, мои родители и родители моей жены выгнали меня вон. Никто из них даже слово ОРТОДОКС не слыхивал. Наверное в этом позитивная черта экуменизма - сегодня мы с уважением относимся к людям другим конфессий, понимая, что ищущие люди есть повсюду. К несчастью, не все люди находят Бога. Потому что церковь – Святая Апостольская Церковь - единственная, которая исповедует все слова Иисуса. Других церквей нет. И в этом вред экуменизма, утверждающего равенство всех конфессий...

Де Кастельбажак - фамилия, принадлежащая одному из старинных родов Франции. До Людовика XIV род графов де Кастельбажак входил в список тридцати первых родов Франции. Но после того, как предприимчивый Людовик XIV стал раздавать титулы за деньги, а не за доблесть и отвагу, семья де Кастельбажак разделилась: одни приблизились ко двору, другие удалились в свои поместья, своим молчанием осуждая дух коммерции, проникший в королевские покои.

Отец Михаил, пэр Мишель - потомок этой обедневшей ветви, родился в 1927 году в родовом поместье в Гаскони, на границе с Испанией. Семья была аристократической, но не богатой. У де Кастельбажак из Гаскони было немного земли, доставшейся по наследству. Все члены семьи - и взрослые и дети - работали на полях. Мишель каждые летние каникулы / les vacanses / проводил среди фасоли и помидоров.

- Вы из Гаскони? В России все знают вашего знаменитого соотечественника, литературного, правда, происхождения – д’Артаньяна.

Пэр Мишель даже не улыбнулся. А иногда улыбка возникает на строгом лице неожиданно, и тогда его глаза сияют, и каждая морщинка смеется. Разговаривая с ним, концентрируешься не только на его словах, но и на его лице – оно очень чутко и точно реагирует на мои фразы, вопросы, рассказы. То какая-то мысль утяжелит его взгляд, то радость какого-то внутреннего открытия разгладит его высокий лоб.

До 17 лет Мишель прожил с родителями на юге Франции. Он знает, что такое крестьянский труд: может и сегодня подоить корову, починить трактор. Отец Мишель считает, что для людей, которые приходят в церковь и становятся священниками, все-таки важен личный социальный опыт. Чтобы они знали, что такое человеческая жизнь, труд людей не понаслышке.

- Когда Господь проклял Адама, Он сказал, что человек будет в поте лица зарабатывать хлеб свой… Святые старцы говорят, что с виду это проклятие, а по сути - благословение. Через этот пот человек приближается к Богу… Человек, который не стремится к Богу, вот для такого человека работа - это проклятие. Чем больше этот человек работает и зарабатывает, тем сильнее его гордыня и эгоизм. Чем больше эгоизма, тем несчастнее человек. В сегодняшней Европе теряется смысл человеческих отношений. Одиночество рядом с одиночеством… Это трагедия.

- В России тоже многие люди жалуются на одиночество, на уменьшение человеческой ценности на фоне рассказов о причудах новых русских. Вот, недавно один новый русский миллионер для своей свадьбы приказал привезти из России на Лазурный берег старинную церквушку…

Отец Михаил неожиданно смеется и качает головой:

- И все-таки Россия - фантастический пример того, что когда Господь любит, Он бьет. Как говорят: тот не отец, кто не бьет своего сына. Россия – вся избита, изранена, стоит посмотреть ее историю, и при этом видно, что Господь ее охраняет. Воистину Россия - Богоизбранная страна. Посмотрите - революция 1917 года. Кто приходит к власти? Атеисты, которые сажают в тюрьмы веруюших, казнят свяшенников. Какой ответ Бога на это? Святые, которые приходят в огромном количестве. Число русских новомучеников после революции больше, чем за всю историю христианства до этого. Их молитвами Россия стала свободной.

Семья Мишеля принадлежала к католической церкви. Он сам был очень набожным ребенком, любил церковь и часто, здороваясь, говорил вместо приветствия: Да благословит вас Господь.

Такое житийное начало прерывает сам рассказчик:

- Но подростковый возраст был у меня очень трудным. Я уходил по ночам из дома, воровал деньги у родителей, чтобы покупать альбомы по искусству. Привирал, пару раз сбегал из дома. Был невыносим, но не злой. Можно сказать, что я совершил в то время все грехи, кроме убийства.

Отрочество закончилось для Мишеля де Кастельбажака уходом из лицея. Он был ленивым учеником, и директор лицея, пригласив для беседы его отца, предложил оставить Мишеля на второй год в выпускном классе. Обидевшись на это предложение, 16-летний де Кастельбажак покинул лицей и записался на заочные курсы для подготовки к экзаменам на бакалавриат - французский аттестат зрелости. Работая по 16-18 часов в сутки, юный Мишель совершил невероятное - он сдал экзамены по всем предметам раньше на год и с отличием.

Встал вопрос - чем заниматься дальше по жизни, какую профессию выбрать. Он рисовал, мечтал об Академии изящных Искусств, но родители восстали против этого выбора. Отец подыскал ему по рекомендации хороший иезуитский колледж, в котором был курс коммерции.

- Я был несчастен, но не мог сказать НЕТ, видя радость моих родителей. И вот пришла пора собирать вещи и уезжать из моей родной солнечной Гаскони в туманный Париж. Я был как потерянный, но вдруг за один день до отъезда моему отцу позвонил директор колледжа и принес свои извинения: мое место в колледже занял сын какого-то высокопоставленного чиновника… Отец был разочарован – иллюзии разрушены, и смущен оттого, что я видел провал этого плана, касающегося меня. Я же был несказанно рад и успокаивал отца: - Не расстраивайся, папочка, но теперь я могу пойти учиться живописи?

- Но моя тетя, живущая в Париже, отыскала своего знакомого – посла Франции в Канаде, и он дал мне рекомендацию для поступления в Высшую Школу Политических Наук. (Эта школа славится как уровнем образования, так и своими выпускниками, среди которых несколько президентов Франции и премьер министров – Т.Масс)

После окончания Школы Мишель де Кастельбажак женился на Кристине - матери своих 4 детей, своей « матушке», о которой вспоминает с неподдельной нежностью и любовью. Иногда даже слезы дрожат в его голосе – его жена скончалась 2 года назад. Прихожане церкви св. Иоанна Русского в Лионе вспоминают, что даже, уже болея, она никогда не садилась на скамеечку во время службы. Один раз даже упала от слабости в церкви, но не могла заставить себя сесть при открытом алтаре.

Все время учебы и сразу после диплома, став сотрудником Министерства Иностранных дел Франции, Мишель посещал католическую церковь. И однажды во время службы он УСЛЫШАЛ слова, которые слышал уже тысячи раз: «Придите и пейте – это кровь моя... Придите и ешьте – это плоть моя…»

- Это было как удар в сердце. Я как будто впервые услышал эти слова. Я пошел к священнику после службы и спросил его: «Каким правом вы обладаете, чтоб заменить Святое причастие этими печеньями?» Священник сказал, что на этот вопрос мне сможет ответить только епископ. Я взял адрес епископа и пошел к нему. (Этот самый епископ Рипп - стал впоследствии кардиналом). Я задал епископу тот же самый вопрос, и он спрашивает меня: Вы что, протестант?! Вы же цитируете Библию! Вы только в Книге видите Истину!

- Я ответил ему: Если это так, то я, наверное, протестант, потому что я верю в Слово Библии. Епископ выставил меня за дверь, крикнув мне на прощанье: «От вас пахнет серою!»

Рассказывая об этом, отец Михаил вспоминает тот трудный период, когда ему пришлось искать Бога в одиночку и его седая голова опускается, в голосе слышны слезы.

- В те времена в Париже был очень популярен Рене Генон - католик по происхождению, ставший апологетом восточной философии в Европе. Я пошел к суфиям. Там я услышал одну вещь, которая меня заинтересовала - учение о молитве от сердца. Я ходил туда 4 месяца, но мое сердце оставалось пустым. Затем пошел в вишнуитский ашрам. Ходил туда регулярно в течение года, читал Бхагават Гиту, подружился с гуру, который постепенно рассказывал мне об устройстве буддисткой общины. Когда он рассказал все, я спросил: А где у вас святые? - У нас нет святых... - Спасибо мой гуру, сказал я ему, благодаря вам я сделал свой выбор. И ушел оттуда. Потом я изучал китайскую философию дао, читал разные книги

- А как же вы нашли среди всех этих восточных учений Православие?

- У меня был друг - художник. Однажды он заболел, я пришел к нему - он жил в такой длинной комнате, в тот день он лежал в кровати, я сидел рядом. Он спросил меня: «Мишель, я не хожу в церковь, я боюсь умереть... Ты верующий, поговори со мной о Боге, есть ли жизнь после смерти?

- Я пришел к нему в 10 утра, а ушел после обеда, И все это время я говорил с ним о Боге. В конце концов, я сказал ему: - Не могу тебе помочь, я не нашел церкви во Святом Духе. Три года я ищу ее... В католической церкви литургия неточная. Но настоящая церковь исповедует Троицу Святую по словам Иисуса. Жизнь имеет смысл, если мы получаем Святого Духа. Я не знаю такой церкви... Но мне пора идти.

- Возде остановки автобуса, куда я спустился кто-то тронул меня за плечо: «Такая церковь существует» - сказал мне незнакомый человек. «Простите, - продолжал он, - я невольно услышал ваш разговор, так как я находился в глубине комнаты. Так как я верующий, все, что вы сказали, меня тронуло. Я могу вас отвести в церковь, которую вы ищете».

- Но сейчас я не могу - я спешу домой - ответил я ему. Мы обменялись адресами, и я вернулся домой, к жене и маленькой дочери. Через два месяца в нашу дверь постучали. Наша двухлетняя дочь Мари-Лиз, которая только начинала говорить, вдруг сказала: «Папин друг пришел».

Это был тот человек, с которым мы разговаривали на автобусной остановке - Спиридон Бреттос - грек. Он мне сказал: «Есть русский священник во французской православной церкви на бульваре Бланки в 13 округе Парижа, я думаю, что вам нужно встретиться с ним».

- В тот же день я пошел туда. Попал на Литургию - я нашел ее чудесной, это было как будто я попал в рай. Я в первое время просто как пьяный выходил из церкви. Я был седьмым французом в той церкви, туда приходили и русские. Скоро и моя жена пришла со мной в эту церковь - я помню, что это была Рождественская литургия. Та церковь была арендована Евграфом Ковалевским. Это человек оказал на меня очень большое влияние. Он был моим духовным отцом.

- Я ведь тоже прошла нечто похожее - жила в кришнаитском ашраме в Швеции, читала Штайнера, пыталась посещать синагогу, чтоб понять выражение: «христианство - крошки со стола иудаизма», почти год «молилась на языках» с пятидесятниками, потом протестантская церковь... Когда я вернулась в православие, я была так измучена, что постоянно плакала во время службы... Как вы думаете, отчего так труден бывает путь в Православную церковь?

- Каждый должен повторить путь возвращения еретика в церковь. А этот путь.. В Библии слово бить употребляется в том смысле, что не рукой бить, а плеткой стегать. Рим покинул церковь, стал еретиком. Еретическая церковь - это значит вне церкви. Поэтому, еретики, возвращаясь в церковь, должны быть побиты. Как был побит я, и вы.

- В том, что Вы попали в православную церковь есть элемент случайности. Так же Вы заходили и в другие церкви в поисках своего духовного пути. Но почему Вы остались именно в православной церкви? И не просто остались, а связали свою жизнь с ней, став православным священником, воспитав своих детей в православной вере... Несмотря на то, что этот выбор означал для Вас разрыв с родными. Несмотря на трудности с языком, и даже несмотря на расколы в самой церкви?

- Я нашел в православии то, что искал. Это единственное место, в котором я нашел настоящую жизнь. Иконы, служба, от которой я первое время ходил как пьяный, и особенно причастие Христово... Никогда, после своего прихода в эту церковь, я ни одной минуты не сомневался в этом выборе. Это моя церковь. Я до сих пор иногда плачу от счастья быть в этой церкви. Я долго искал ее.

- Вы сказали «настоящая жизнь». А разве в любой другой христианской церкви - католической, например, нет жизни? Там же есть горячие молитвы, есть страждущие люди, которые молятся с верой и надеждой.

- То, как вы это сказали выдает в вас православного человека... Говоря о жизни, я имел в виду, что православная церковь - это то место, где особенно сильно ощущается та реальность, в которой Бог стал человеком. Когда вся церковь повторяет: «Да святится имя Твое»... В православии люди имеют живое отношение с церковью, они живут в церкви. И вы этого не сумеете, может быть, вполне понять, так как вы родились и выросли в православной традиции… Но вы же согласитесь со мной, что православные верующие отличаются состраданием, милостью, искренностью и добротой. Такие люди тоже были одной из причин моего обращения в православную веру. Когда мы встречаем таких людей - в глазах которых светится вера Христова, нам хочется пойти за ними, поговорить, спросить, рассказать им о себе. Да, мне посчастливилось встретить таких людей...

Закончив Школу Политических Наук, Мишель де Кастельбажак поступил на службу в Министерство Иностранных Дел. Это было в начале 50 годов. Вскоре началась его учеба в Теологическом Институте Святого Дионисия, основанном Владимиром Лосским… Преподавателем Мишеля был Евграф Ковалевский.

- Это был человек незаурядный, вокруг него всегда была толпа последователей. Я тоже был в их числе до 1953-54 годов, как уже сказал, он был моим духовником до того времени, когда Евграф отошел от РПЦЗ. Разрыв с ним был так же мучителен для меня, как разрыв с родительской церковью - я до сих пор с болью вспоминаю об этом.

(В 1953 г. прот. Евграф Ковалевский вместе со значительной частью верующих общин западного обряда вышел из-под омофора Московской Патриархии, образовав "Французскую Кафолическую Православную Церковь" (ФКПЦ) ("Eglise catholique orthodoxe de France (ECOF)"). До 1956 г. прот. Евграф находился в юрисдикции Русского Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата, а затем в течении нескольких лет общины, подчинявшиеся прот. Евграфу оставались независимыми, пока в 1960 г. их не принял под свой омофор архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Максимович))

- Вначале, после декрета Тихона в РПЦЗ все были вместе, но в более позднее время происходило несколько разрывов, расколов - было очень много искушений и давлений на РПЦЗ.

После того как Мишель Кастельбажак начал учиться в Институте Святого Дионисия, он оставил многообещающую карьеру в МИДе, так как эта работа не позволяла посещать теологические занятия, и устроился работать сторожем

- Ночью сторожил, а днем учился. Денег было мало, однажды заболела моя старшая дочь, и после визита врача мы обнаружили, что нам не на что купить лекарства для ребенка. Я не мог больше так продолжать - тем более что моя жена ждала второго ребенка. Я начал думать, куда пойти работать, чем прокормить семью.

- Этот вопрос сегодня очень острый для многих священников в России. Найти компромисс между нуждами семьи и духовным служением очень трудно.

- Когда я вижу священников, которые только служат - я им завидую. Потому что мне пришлось совмещать работу и служение. У меня четверо детей. Когда они выросли, получили образование и встали на ноги, я ушел на пенсию и стал служить церкви. Это случилось в 60-летнем возрасте. А до этого я был и президентом завода по производству хрусталя под Парижем, и секретарем Префекта всех Префектов Франции. Нужно сказать, что хрусталем я тогда очень увлекся - разыскал мастеров, старинные рецепты, по которым мы изготовляли розовый, серый, желтый хрусталь. Однажды я узнал, что цена, по которой мы продаем нашу продукцию заказчикам, иногда вырастает в сто раз для конечного покупателя. Я бы наверное так и остался со своим заводом, если бы не один нечестный заказчик из Марокко, который , получив часть заказанной им продукции на 16 млн. франков, так и не расплатился с нами. Для того чтобы выполнить его заказ нам пришлось установить новую печь, закупить составные элементы для хрусталя.

Проконсультировавшись с юристом, я понял, что бесполезно было бы искать того человека- это было время национальных движений в Северной Африке, и ни один французский суд не смог бы вытребовать долга в то время в Марокко. Завод пришлось закрыть, хорошо, что все счета у нас были в порядке, и не было долгов. Просто закрылись по нулям.

Но если бы я тогда не закрыл завод, то я бы не стал священником, потому что мне очень нравилось то, чем я занимался. И материально я всегда поддерживал в те времена Православную церковь. Еще во время процветания нашего завода мы купили старую церковь, сделали ремонт и пригласили священника. Им был Евграф Ковалевский. Мы проводили крестные ходы на праздники, что очень раздражало католического епископа. Однажды - я подозреваю в этом того же епископа, банк, в котором мы держали наш заводской капитал, без предупреждения закрылся на переучет. Дело было перед Рождеством, нужно было выплачивать жалованье рабочим. Если бы одна наша прихожанка не одолжила мне достаточно большую сумму, я знаю, что из этого могла бы получится неприятная история. Благодаря рекомендации нашего духовного отца Евграфа, все утряслось.

- Франция - это страна католическая, в которой именно католическая церковь оказала большое влияние на культуру, ну литературу, на музыку, на семейные отношения, на весь строй жизни, наконец. Поменяв церковь, став православным, столкнулись ли Вы с проблемой потери своей национальной идентичности, своих французских корней?

- Я бы уточнил - Франция не католическая, а атеистическая страна. Католическая церковь у нас не имеет сегодня никакого влияния на общество. И, к сожалению, она не может противостоять усилению исламизма во Франции. Насчет своей идентичности - такой внутренней проблемы для меня не было. Я наоборот, считаю, что в православной церкви стал самим собой, обрел настоящую внутреннюю жизнь, которую искал. А внешние проблемы - разрыв с некоторыми дорогими для меня людьми - были.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments