Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote,
Татьяна МАСС
tanya_mass

Categories:

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР И СИНДРОМ ИУДЫ

«Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 9).

Как только стало известно о передаче Русской Православной Церкви Исаакиевского собора, медийное пространство наполнилось резко противоположными мнениями.

Одни благодарили Бога за то, что храм наконец-то отдали верующим, там станет возможной полноценная богослужебная жизнь, которой и заслуживает главный храм императорской России. Людям станет удобнее: не надо подстраиваться под музейное расписание, протискиваться через турникеты и платить деньги за вход.

Другие возмущенно обеспокоились… Нет, не заботой о людях и их удобстве. Обеспокоились деньгами. Причем даже не своими, а чужими.

«А на какие деньги будет содержаться собор?!.. Это же какие финансовые потоки там проходят!.. Теперь нам налоги поднимут!… Когда же в церкви нахапаются?!…»

Деньги, деньги, деньги. И удивительно, что те, кто возмущается пренебрежением мнением простых людей (на практике это значит, что с ними – как правило, ничего не соображающими ни в реставрации, ни в содержании храмов – лично не посоветовались), рассуждая об Исаакие, говорят в основном о деньгах, но не о людях и их реальных правах.


Вроде вменяемые люди. Вроде в одной реальности живем. Спокойно обмениваемся рецептами праздничных блюд и насущными житейскими советами. Но вдруг передача храма под нужды Церкви, возвращение зданию его смысла и предназначения вызывает такую бурную реакцию.

По логике этих замечательных людей, главный храм дореволюционной России должен принадлежать … светскому государству. Видимо, кому-то режет глаз сам факт существования Русской Церкви. А уж тем более то, что она что-то делает, чего-то требует, что-то себе возвращает. Кто-то в Петербурге ещё живет мечтами об атеистическом Ленинграде, мечтает о возвращении тех времен, когда деятельность безвольной зависимой Церкви жестко ограничивалась богоборческими структурами, священников ссылали и расстреливали, а храмы отдавались под клубы и склады.

Но ладно. Мнение атеистов и богоборцев давно известно. Удивительно, когда против передачи собора выступают люди верующие. Им не нравятся многолюдные богослужения как выражение веры русского народа, а Исаакий как символ такой многолюдности. Им хотелось бы видеть вместо многомиллионной всероссийской Церкви несколько не связанных друг с другом приходов-общин, которые будут собираться на молитву на кухоньках частных квартир или в маленьких храмиках, содержание которых смогут себе позволить, не обращаясь к благотворителям и государству. Вот тогда, дескать, и будет настоящее христианство, а среди этих полуподвальных общин и расцветёт пышным цветом любовь и прочие добродетели. Просто так, видимо, за счет отказа от крупных храмов и монастырей.

Забавно. Читал на днях изданную недавно «Историю России» (М., 2016, стр. 68) и обнаружил удивительный факт. Ещё в 1922 году подобные пожелания в советской России высказывал… пламенный пропагандист всемирного пожара кровавой революции Лев Давидович Троцкий. Которого в симпатиях ни к православию, ни к какой иной религии заподозрить невозможно. Главная его мысль проста: надо разобщить верующих, лишить их единого центра, стравить и перессорить между собой и смотреть, какая партия, какое движение в Церкви победит…

Конечно, кто-то говорит и не только о деньгах. Обычные «неденежные» упрёки давно известны: строило государство, и должны оставить в ведении государства; если отдать Церкви, то музей закроют, и собор развалится; начинать возвращение надо с маленьких храмов по всей России; в Церкви нет компетентных работников, чтобы заботиться о реставрации, и у собора нет общины верующих.

Давайте посмотрим на эти аргументы внимательнее.

«Строило государство, ему и владеть»

Да, строило государство. Как и все прочие великие и малые соборы России. Но Церковь была неотъемлемой частью государства, так что в принципе всё строилось совместно. Да и сегодня Церковь находится на территории России и не зависит от кого-то ещё. Если говорить о Российской Федерации как о правопреемнице Российской империи и на этом основании требовать оставить Исаакий в собственности государства, то сначала надо Церковь сделать государственной структурой. А с этим согласиться критики не смогут: «Церковь отделена от государства». Так что это не аргумент.

«Как сохранить музейные функции собора? Есть ли кому за ним следить?»

Странный вопрос. Один из самых ярких ответов на него – Троице-Сергиева лавра. Там директором музея является наместник – архиепископ Феогност. И сияющая благоустроенная Лавра блестяще функционирует и как монастырь, и как один из лучших русских музеев. Так что рассуждения на тему «они там всё развалят» – тоже не аргумент.

«Вот пусть сначала по всей России восстановят изуродованные храмы, а потом за Исаакий берутся!»

Ну это уже просто либо несвятая простота, либо запредельная наглость. Разве Церковь изуродовала сотни храмов по всей России? Разве из-за богослужений и крестных ходов они стоят пустыми в городах и селах? Нет, друзья. Это сделала советская власть, постоянно обещавшая показать миру последнего попа, пока её саму не стали показывать в музеях. Так что этот упрёк не к Церкви.

А Церковь делает, что может. Кстати, к вопросу об общине. На Пасху 2016 года в собор без всяких понуканий и насилия на богослужение в довольно холодную ночь со всего города собралось около 3000 человек. Это разве не зачаток новой общины? Жители Санкт-Петербурга готовы ходить молиться в этот храм. Только не надо им мешать.

Жизнь идёт своим чередом. Время от времени справедливость торжествует. А если только слушать все упрёки, исполнять всё то, что мы «должны» с точки зрения запутавшихся и озлобленных людей, то мы ничего никогда не сохраним и не построим.

А забота о деньгах под видом заботы о людях тоже давно известна. Это синдром небезызвестного Иуды Искариота.

Хотя тот ради приличия чаще о нищих вспоминал.


https://vk.com/id14146098
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои книги

    • Аннотация к "Рассказам русской француженки" "Рассказы Татьяны Масс обладают особым свойством: в них всё наглядно, всё…

  • К вопросу носить или не носить маску

    ̶И̶м̶м̶у̶н̶о̶л̶о̶г̶ ̶Е̶г̶о̶р̶ ̶В̶о̶р̶о̶н̶и̶н̶ ̶(̶s̶h̶v̶a̶r̶z̶ ̶в̶ ̶с̶т̶а̶р̶о̶м̶ ̶ж̶ж̶)̶ Пардон, Воронин пишет, что вирус не мутирует и нет оснований…

  • (no subject)

    Знакомая француженка попала в ситуацию: 10-летний сын подцепил насморк. Из школы его попросили - это понятно, все боятся оказаться в очаге…

  • (no subject)

    Один наш однокурсник по МГУ, известный либеральный журналист, перебравшийся в Ригу - подальше от кровавого сатрапа и поближе к Европе, сотрудничает…

  • «Будьте, как дети или Любовь библейского масштаба»

    Группа исследователей задавала детям от 4 до 8 лет один и тот же вопрос: «Что значит любовь?» Ответы оказались намного более глубокими…

  • Сльёзы в очах...

    Послы Германии, Польши, Швеции, Чехии, Литвы, Словакии прибыли к Светлане на защиту от рук режима диктатора. Французы под этим фото…

  • День усекновения главы Иоанна Предтечи

  • Польский фильм " Тело Христово" 2020 года режиссера Яна Комасы

    Польский фильм " Тело Христово" 2020 года режиссера Яна Комасы поддержал сам мэтр Кшиштоф Занусси. Сюжет на первый взгляд как будто для…

  • Бедная Латвия!

    Помню, как в 90- х годах меня, начинающую журналистку, отправили из нашей Рижской молодежки с заданием написать материал о новой продукции…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments