О грехе "пчелоимства"

Малопонятными словами и пафосными фразами очень легко маскируется реальный грех, считает протоиерей Владимир Пучков.

Как вы готовитесь к исповеди? Скорее всего, берёте ручку, листок, вооружаетесь книжкой-пособием – и вперёд. А как иначе? Без книжки никуда… В церковных лавках брошюрки «в помощь кающимся» пользуются заслуженным и стабильным спросом. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому выбор подобной литературы весьма широк.

Я, кстати сказать, ничего против таких книжек не имею. Даже напротив – сам нередко их рекомендую, особенно в тех случаях, когда у аналоя оказывается «праведник», пришедший «запричаститись, бо треба» и за минувший с последней исповеди год согрешивший «делом-словом-помышлением» вкупе с «повседневными грехами». Поскольку всё остальное, что из такого горе-кающегося удаётся вытащить – это сплошные общие фразы, бессвязные и пустые, то и приходится предлагать: вы-де возьмите книжечку, почитайте-подумайте, а уж потом и приходите.

Но что-то в последнее время я стал замечать, что отдельные пособия совсем не способствуют ни мыслительному процессу, ни покаянию. Чем, например, объяснить патологическую любовь неизвестных авторов таких книжек к архаичным выражениям, пафосным оборотам и непонятным славянизмам? Какой, например, смысл называть одалживание денег под проценты «лихоимством», если это слово не употребляется ни в разговорной речи, ни в литературе уже добрую сотню лет? А «мшелоимство», «многоглаголание», «скверноприбытчество» и ещё десяток подобных? Ведь этих слов нет даже в словарях!

Я понимаю, что церковные люди, знакомые со славянским языком и регулярно на нём молящиеся, такие слова выпаливают скороговоркой, ни разу не запнувшись.

Но ведь на исповедь-то приходят не только такие. Видели бы вы, сколько труда прилагают некоторые, чтобы просто членораздельно произнести то, что бездумно списали из книжки. А какие словесные уроды рождаются в итоге! «МногоглаголАние», «пчелоимство», «обклеветиние»… И в этих условиях священник во что бы то ни стало должен сохранить самообладание, а кающийся – покаянный настрой… И ладно, если бы имела место насущная необходимость, так ведь нет! Кто видел хоть раз, чтобы обязательное употребление устаревших церковнославянских слов и фраз способствовало раскаянию и деятельному изменению жизни? Я тоже ни разу не видел.

Равно как не видел никакой пользы и от сентиментальных вступлений с пафосными концовками, занимающих нередко больше времени, чем сама исповедь. «Исповедую аз многогрешный…», «от всех сих обещаю блюстися…» К чему всё это? Разве покаяние в витиеватых словах заключается? Из своего опыта могу сказать – самые глубокие, искренние и осознанные исповеди начинаются, как правило, простым «согрешил» и заканчиваются обычным «каюсь».

Зато малопонятными словами и пафосными фразами очень легко маскируется реальный грех. Произнося их, не так стыдишься и не в столь неприглядном свете предстаёшь. А уж если разок-другой пожёстче себя обругать, с непременным пафосом, конечно, например, «согрешил похотливым невоздержанием». Добавить с десяток общих фраз – «согрешил нарушением заповедей», «обетов крещения не сохранил» – и заполнить оставшееся время словесным мусором вроде «разноядения» и «не себя осуждения», то выйдет целая поэма в прозе. Покаяния, правда, во всём этом – кот наплакал. Зато отметились, «галочку» поставили в проделанной работе, отчитались и покрасовались в придачу.

Как же тогда исповедоваться, спросят некоторые. Отвечу одним словом – просто. Называя вещи своими именами. Лень, враньё, обжорство, ростовщичество, подлость, накопление ненужных вещей, жадность и лицемерие – вещи неприглядные, отвратительные и для христианина недопустимые. О них нужно не бояться говорить, их следует бояться совершать. И маскировать их высокопарными словесами – не многим лучше, чем их творить. А если уж согрешили, говорить об этом честно и прямо – как есть. Чтобы бегали глаза, потели ладони и краснели кончики ушей. Чтобы исповедь напоминала холодный душ, а на священника было стыдно поднять взгляд.

Это нелегко, но в то же время просто. В этой простоте и совершается Таинство, прощаются грехи и очищаются души. Братья и сестры, не пренебрегайте простотой!

Протоиерей Владимир Пучков


http://pravlife.org/content/o-mnogoglagolanii-i-drugih-oshibkah-ispovedi


Recent Posts from This Journal

>Малопонятными словами и пафосными фразами
тогда нужно задуматься зачем читать молитвы на малопонятном языке?
это разные вещи
исповедь это наш язык
молитва это язык святых, которые учили нас молиться
попробуйте молиться своими словами - и на 10 мин не хватит своих слов
понимать понимаем, а вот говорим ли мы так? ведь на исповеди стоишь таким, какой ты есть, а не каким ты себе представляешься... и речь должна быть от себя, а не так надо по правильному
я так понимаю этот материал
Хочу сказать спасибо за конструктивную беседу и идеи. Не буду даже спрашивать сколько люди понимают из трех кафизм (чаще сокращается до одной) на вечерней службе...

Но вот (каждый вечер) люди читают - Исповедание грехов повседневное - они что себя представляют в ней или исповедаются не от себя?

Испове́даю Тебе́ Го́споду Бо́гу моему́ и Творцу́, во Святе́й Тро́ице Еди́ному, сла́вимому и покланя́емому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, вся́ мо́я грехи́, я́же соде́ях во вся́ дни живота́ моего́, и на вся́кий час, и в настоя́щее вре́мя, и в преше́дшия дни и но́щи, де́лом, сло́вом, помышле́нием, объяде́нием, пия́нством, тайнояде́нием, праздносло́вием, уны́нием, ле́ностию, прекосло́вием, непослуша́нием, оклевета́нием, осужде́нием, небреже́нием, самолю́бием, многостяжа́нием, хище́нием, неправдоглаго́ланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревнова́нием, за́вистию, гне́вом, памятозло́бием, не́навистию, лихои́мством и все́ми мои́ми чу́вствы: зре́нием, слу́хом, обоня́нием, вку́сом, осяза́нием и про́чими мои́ми грехи́, душе́вными вку́пе и теле́сными, и́миже Тебе́ Бо́га моего́ и Творца́ прогне́вах, и бли́жняго моего́ онепра́вдовах: о сих жале́я, ви́нна себе́ Тебе́ Бо́гу моему́ представля́ю, и име́ю во́лю ка́ятися: то́чию, Го́споди Бо́же мой, помози́ ми, со слеза́ми смире́нно молю́ Тя: преше́дшая же согреше́ния мо́я милосе́рдием Твои́м прости́ ми, и разреши́ от всех сих, я́же изглаго́лах пред Тобо́ю, я́ко Благ и Человеколю́бец.
А вы нет?

Дело даже не в вас или мне а то что отец протоиерей не беспокоится что люди Богу могут сказать и не понять сказанного... но вот ему надо сказать все точно до деталей...
я не все эти грехи соотношу с собой - не потому что их нет а потому что названия высокопарные
тогда следует убрать такие высокопарные молитвы - раз они не помогают?
конечно я прочитал что высокопарно можно только молиться и представлять себя даже не понимая прочитанного или услышанного.
Я замечаю, что исповедь понимается современной паствой, как - пожаловаться на свой грех и получить прощение. А между прочим исповедь - это метанойя, что понимается как изменения разума в осознании своей неправедности.