фильм "Остров" во Франс

Вчера  в который раз смотрела фильм Лунгина "Остров".

 Удивительно для меня, что французы его приняли и полюбили.. Я готовила для журнала Фома подборку отзывов французских зрителей после просмотра этого фильма: как им удалось с их системой прав личности  уловить суть этого фильма? Увидеть, как и мы, в замурзанном испачканном истопнике черты святого человека...

 Восхищались видами северного моря, природным минимализмом: белый снег, серые камни, тяжелая вода, и черный уголь  грехов, который "жжет" нестерпимо, сгорая в сердце отца Анатолия.

А одна зрительница написала наоборот, что фильм ужасный, что в середине фильма она испытала ненависть и непонятную злость, ее начало колбасить так, что пришлось уйти из кинозала...

Вот нашла свой обзор



В кинотеатрах Франции фильм Павла Лугина «Остров» идет с 9 января 2008 года. Французская аннотация к фильму: «Православный монастырь на острове на севере России. Один монах нарушает жизнь своей конгрегации своим странным поведением. Действительно, согласно слухам, этот человек обладает властью вылечивать больных, изгонять демонов и предсказывать будущее... Это — в любом случае то, чему верят люди, которые приезжают на остров. Но монах, который страдает от того, что совершил ужасную ошибку в молодости, самому себе кажется недостойным интереса, который он вызывает...»



Фото с сайтов "Студия Павла Лунгина" и "Кинокадр.ру"
Опрос подготовила Татьяна Масс,  Франция, специально для журнала "Фома".




Все крупные французские печатные СМИ поместили критические статьи о фильме. Вот лишь несколько цитат: «Союз льда и огня порождает раскаленный фильм» (« Le Nouvel Observateur»), «Павел Лунгин вовлекает нас в длинный крестный путь в середину одного печального пейзажа» («L'écran fantastique»), «Фильм красив, медленен и немного уж слишком священен» («Télérama»).

Мнения зрителей-французов:



Монах Филарет, обитель Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене: «В монастыре мы почти все посмотрели «Остров», и он всем понравился. Лично я на него смотрю монашескими глазами — поскольку я монах. Сразу узнал житие преп. Феофила Киевского — одного из моих любимых святых! Естественно, актеры играют роль, они сами не монахи, поэтому чувствуется все-таки — для меня во всяком случае — что-то не монашеского духа.
С другой стороны, главный герой в какой-то момент очень четко и трогательно читает 50 псалом — именно немножко театрально — но этим-то он обновляет псалом, который так часто повторяется на богослужениях и в частных правилах.
Отсутствует сентиментальность — в общем: фильм замечательный для человека мира сего. Я знаю нецерковных людей, которым фильм очень понравился. Так что он выполнил свою миссионерскую задачу».


Владимир Голованов - Независимый эксперт по развитию западного бизнеса в России-СНГ. Потомок белоэмигратов. ( Его деду до 1917 года принадлежала в России Транспортная компания «ГОЛОВАНОВ и сыновья»): Просмотрев Остров, я был в шоке. Такой силы было впечатление. Подобный фильм немыслимо создать во Франции- это чисто русская ментальность, трудный поиск духовный истин. Сама тема- искупление греха-абсолютна чужда сегодняшнему ЗАПАДУ. Сегодня здесь вера в Христа уходит на задний план, затушевывается...Когда Президент Саркози по традиции после своей инагурации осенью 2007 года посетил Ватикан и сказал там речь о ценностях христианства, его обшикала французская пресса. Ему напомнили, что Франция- страна атеистическая. Но даже во Франции этот фильм смотрели с интересом. Андре Мальво- известный французский писатель, министр при Шарле де Голле, сказал однажды интересную вешь: «21 век будет веком религии, или его не будет вообще». Люди все- таки поворачиваются к духовности, хотя на Западе опять-таки ее часто подменяет мистика...


Котэ Бенуа /Cottet Benoit/ , солист рок группы «TOM et PILOU»: Я смотрел на одном дыхании. Неторопливые, очень красивые планы, которые выводят нас из нашего времени и пространства. НО сюжет современен. Эта проблема- чувство вины за что то плохое, сделанное нами, знакомо каждому из нас. Подвиг Анатолия, по- моему, в том, что он принимает свою виновность и этим помогает другим людям. Юмор разбавляет серьезность сюжета. Мне фильм очень понравился.


Ив Гидер /Yves Guider/ Преподаватель французского и латинского языка в лицее: В моем лице вы встретили огромного поклонника русского языка и русской культуры . Самостоятельно выучив русский, я имею возможность читать в подлиннике Достоевского. Я считаю, что фильм Остров- один из чисто русских кинопроизведений. У меня он ассоциируется с другим фильмом-«Возвращение» Звягинцева. Это сходство я нахожу в стилистике и в рассматриваемых там вопросах. Это родственные фильмы. И при этом – для меня - ярко выраженные русские фильмы. Интересно, что мой брат- который постоянно мечется по свету в поисках духовных истин (он даже жил одно время в Индии) позвонил мне и сказал : «Посмотри Остров! Это что-то необыкновенное!» Я сним согласен и хочу вновь его увидеть.

Recent Posts from This Journal

Этой зрительнице наверняка надо бы к такому вот монаху сходить...)))
сам-то ходил к такому монаху? или только всем советы даешь?
фильм чисто русский.. понятен может быть только русскому народу..
Фильм остров имеет ценность, если он основан на реальных событиях.. в противном случае - это тяжелая, страшная сказка с тяжелым, но как вздох облегчения, концом.
К сожалению, нигде не могла найти, кто явился прототипом отца Анатолия и какие события послужили основой создания фильма.
>> нигде не могла найти, кто явился прототипом отца Анатолия и какие события послужили основой создания фильма.

Из интервью автора сценария фильма "Остров" Дмитрия Соболева "Российской газете":

РГ | Сюжет "Острова" прототипичен?

Соболев | Саму историю с грехом и искуплением я придумал, а вот чем наполнить... Если бы я и это придумал, боюсь, что получился бы очень постмодернистский сценарий. В монастыре все живут по уставу, и любая ошибка привела бы здесь к разрушению реальности. Поэтому я опирался на прототипические истории. В принципе у моего героя были два прототипа - преподобные старцы Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский. Феофил жил в ХIХ веке, Севастиан - в ХХ.

РГ | Почему вы выбрали именно их?

Соболев | Меня, конечно, интересовало монашество ХХ века. Севастиан Карагандинский был келейником одного из оптинских старцев, после разгрома Оптиной пустыни попавшим в карагандинские лагеря. Освободившись, он так в Караганде и остался, организовал молельный дом - о нем осталась книга воспоминаний. В сценарии был кусок - его нет в фильме, - списанный с воспоминаний: как приходил к Севастиану молодой батюшка, которого пригласили в Москву, в Патриархию служить в библиотеке. А Севастиан ему сказал: не надо тебе в Москву, поезжай служить в захолустное место. Батюшка очень расстроился, но не ослушался.

РГ | Он юродствовал, как ваш герой?

Соболев | Нет, это Феофил Печерский юродствовал. Он-то достаточно известен, жил в ХIХ веке в Киево-Печерской лавре, к нему со всей округи киевской народ ездил. Он был прозорлив, обличал братию... Из сплава этих образов и получился отец Анатолий.

https://rg.ru/2007/02/28/sobolev.html
спасибо.. но все же получается, что фильм Остров - это сказка.
А жития Святых - это отдельная история русского православия.
Спасибо!Странно,что такой ментально-русский фильм нравится иностранцам!Значит,можем понимать друг друга!))))
когда плохо мне на душе, смотрю "Остров"...
Вот так вот и случилось в который, не помню раз, пересмотреть наново!!!
Вот уже час смотрю, с вашего посыла...как на одном дыхании!
Современная классика - имя этому фильму.
"Остров"
Я вообще почти не смотрю современные фильмы. Но "Остров" меня заворожил. Смотрела по телевизору, думала, посмотрю начало и выключу, как всегда. Но нет, смотрела и на душе так было спокойно.......