Вермеер в подъезде




Вермеер в подъезде


Многие недооценивают силу случайности. Мы привыкли воспринимать жизнь как постоянное движение, и в суматохе большого города часто не замечаем простых, но красивых моментов. А ведь именно они и формируют её.

Октябрь порадовал тёплым солнечным днём, работать ехал к вечеру. Опаздывал, быстро покидал всё нужное в рюкзак, попрощался с кошкой, которая спала и даже не открыла глаз, захлопнул дверь, вышел в подъезд, вызвал лифт. На лестничной клетке этажом ниже сидела компания. Ничего особенного: обычная картина столичных окраин. Парни в спортивках, парках и кепках курят вейп и потягивают пиво. Девушки, подходящие им по виду, смеются, тоже пьют пиво, не курят. Парней трое, девушек две. Разговор идёт мучительно вяло.

Показывают друг другу видео смешные, после просмотра их обсуждают. Диалоги умещаются в десяти словах не самого сложного содержания: «Ха, а, видел, ты подумай чё, ну творит, видел же, да?» А лифт всё не ехал. Диалог шёл туго. Редкие смешки, отрывистые реплики. Одна из девушек попробовала начать беседу: «А у Арины парень скоро вернётся, что ему скажет, а?» Все молчали: дела Арины, судя по всему, были плохи. А лифт всё не ехал — похоже, сломался. Оно не удивительно, он у нас старенький: помнит ещё Бориса Николаевича у руля.

Делать нечего, пришлось идти пешком по грязным ступеням в тошнотворно-зелёном подъезде. А солнце светило так ярко и сильно (окна у нас выходят на запад). За окном — золотые, бордовые листья, свет заливал всё пространство подъезда. Даже зелёные стены смотрелись мило. Прошёл мимо компании, поздоровался с соседом, лидером тусовки с телефоном и вейпом в руках. В ответ получил приветствие и облако пара. Когда пар рассеялся, я увидел её.

Одна из девушек — кажется, та, что пыталась рассказать историю про Арину — стояла ниже по лестнице и смотрела в окно. Когда я проходил мимо, она обернулась и посмотрела на меня. Так падал свет, просеянный через мутное стекло, так играли в нём оставшиеся клубы пара, так блеснула простая серёжка в её ухе, так неожиданно она обернулась, так выразительно посмотрела… Это длилось секунду, больше напоминало видение. Я остановился, но всё было уже иначе. Дама прикрыла глаза и потягивала пиво. Судя по лицу, ей оно нравилось.

Пошёл вниз, шагая по окуркам, в подъезде, залитом светом заходящего солнца, шёл и вспоминал Яна Вермеера, его «Девушку с жемчужной серёжкой». Ведь что такого в этой картине, помимо мастерской техники исполнения? Портрет и портрет, симпатичная девушка, но главное тут совсем другое. Симпатичных девушек на портретах много, много их фотографий и в инстаграмме. А вот «Девушка с жемчужной серёжкой» одна. Её не встретишь на постановочных снимках.

Работа Вермеера — удивительно пойманный момент: честный, живой, настоящий. В своём полотне художник отказался от детального изображения второго плана. Внимание зрителя должно было быть обращено только на девушку, на эту незнакомку, вдруг обернувшуюся к нам. Это неожиданная встреча, удивительное мгновение, это сама жизнь. Художник сумел поймать всё это и запечатлеть в вечности. Смотрите по сторонам, следите за деталями: без них жизнь не так интересна.

Николай Заринов

https://storia.me/ru/@nikolaizharinov/moments


Recent Posts from This Journal