Мой пост на сайте Storia-art: "Встреча с Эль Греко"





Татьяна МАСС

Этим летом произошло со мной приключение почти метафизического свойства...Единственную афишу о выставке Эль Греко я увидела случайно – она была наклеена на дверь закрытой кондитерской у пляжа. Случилось это в субботу – в аккурат перед моим последним воскресеньем на этом курорте.

Выставка была в другом городке – в Сетте, расположенном в 20 минутах езды от того курортного местечка на юге Франции, где привелось жить мне в августе сего года. Я даже засомневалась, ехать туда или нет – среди череды курортных процедур воскресное утро было единственным, когда можно было спать и потом варить кофий, не торопясь.



тут я спокойно гуляла на  своем курорте, пока не решила ехать на выставку

Но публикация в Фигаро о выставке одной картины Эль Греко в маленьком музее Поль Валери вот тут: http://www.lefigaro.fr/arts-expositions/2017/06/26/03015-20170626ARTFIG00122-sete-un-tableau-du-greco-expose-pour-la-premiere-fois-en-france.php меня подвигла все же посмотреть расписание автобусов и даже приготовиться к поездке идейно: начитаться статей и насмотреться видео об Эль Греко.

Между прочим, я прочитала статью одного искусствоведа, поделившимся своим открытием загадки метафизичности полотен Эль Греко, но этот опыт мне показался слишком эксцентричным. Я прошла через многие музеи мира, но такого, о чем накручивал этот искусствовед в своем эссе, никогда не испытывала. О если бы мне было хоть немного знакомо то чувство, которым делился тот серьезный автор, мой собственный скептицизм показался мне уже тогда отвратительным цинизмом...

Утренний полупустой автобус высадил  в Сетте на конечной остановке на канале у моста. Мостов через канал было несколько, и я запомнила, как в старой комедии Памятник Мужику с протянутой рукой. Он мне напомнил памятники Ленину, и именно его я отметила своим ориентиром для поиска этой остановки при возвращении домой.

Какой то старинный военный бастион  у моря

Вдоль набережной канала улицы строем тянутся серые старые палаццо. Все первые этажи занимают точки общепита:  кафе, бары рестораны. По мере продвижения от центра к портовым складам рестораны дешевеют в цене и видом, а брусчатка становится похожа на рот старого бомжа – дыры, кривизна, налет времени. Я впервые была в этом городке и поразилась его ветхой роскоши...





Дорогу я изучила по гугл-схемам, но в одном месте на развилке Гугл закашляся, затрудняясь ответить. Прохожие относились с уважением к моим вопросам про музей Поль Валери, но ответить не могли. Я выбрала самую культурную пару – мужчина, чему то радуясь, показал мне на вершину горы: «Это там!»

Взбираясь в жару начинающегося средиземноморского полдня по каменной лестнице в гору, я засомневалась, а нужно ли мне все это? Путь лежал через старые полу-заброшенные дома, напоминающие видом курятники старого Тбилиси. В одном месте наткнулась на кафе для бомжей, где они уже рассаживались за столы у стены, разрисованной граффити.

Открывшийся с горы вид был так прекрасен, что я ощутила свою правоту в этой поездке. Море –ленивое, пленительное, сияющее под августовским полднем убеждало в нематериальности смыслов, всем своим видом обещая и благодаря.


Вот тут я поднималась

На вершине рядом с надписью Старое Морское кладбище нашелся и музей Поля Валери, спрятанный в глубине небольшого парка с нагретыми южными кедрами. Этот прекрасный пряный запах мне напомнил запах полуденной смолки в вологодском лесу моей бабушки...



Вход в музей

Путь к картине лежал через кулуарное обретение знаний о жизни Эль Греко и его работах: в каждом закутке был устроен видео плейер с повторяющимся сюжетом.

Я внимательно просмотрела все эти две или три видео-лекции о художнике и его эпохе и с нетерпением пошла дальше. И получила поддых. Метафизический удар. Я увидела картину Эль Греко – Вознесение. Вот что я написала в своем ЖЖ тогда же по свежему впечатлению:

https://tanya-mass.livejournal.com/2017/08/13/

Сначала по пути в зал где выставлена картина в трех зальчиках смотришь сюжеты о самом ЭЛЬ ГРЕКО

и об особенностях этого шедевра

и о влиянии творчества Эль Греко на гениев современности

например на ПИКАССО И СЕЗАННА

затем вступаешь в зал

и замираешь

я не знала, что картина именно в этом зале

и удар был сильный

задохнуться можно

сказать по правде слезу выбило

это не картина

это симфония небесных сфер

просто стоять и слушать

один умный искусствовед считает что тут мрачный Апокалипсис

а я скажу: тут другая энергия,

которую невозможно выразить словами

это прыжок в запредельную для человека возможность

Я пережила настолько сильное эстетическое впечатление, что жизнь моя, как писали в романах, никогда не будет такой, как прежде...Жалею, что я уже успела  пройти  многие музеи мира без знания, что одна картина может так перетряхнуть нутро.







Recent Posts from This Journal

Синдро́м Стенда́ля — психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями.

у меня такого не было