К 405-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ 1612 ГОДА


В эти дни 405 лет назад казаки под руководством боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, с 25 марта 1611 года в составе Первого ополчения державшие в осаде в г. Москве польско-литовский гарнизон, и ополченцы Второго ополчения под руководством стольника князя Дмитрия Михайловича Пожарского, пришедшие под г. Москвой   20 августа 1612 года, разбили польско-литовские войска, которыми руководил литовский гетман Ян Хадкевич, пришедшие к г. Москве с обозом продовольствия для осажденного в Москве гарнизона, и захватили этот обоз [1]. Эта победа подорвала моральный дух осажденного польско-литовского гарнизона, и после осуществленного с Божьей помощью взятия казаками князя Трубецкого Китай-города, доведенные голодом до отчаяния, осажденные сдались.

В г. Москве на Красной площади стоит памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому» – монумент, прославляющий подвиг Второго ополчения. А о подвиге казаков князя Трубецкого, которые в составе  Первого ополчения в течение полутора лет держали блокаду г.Москвы, отбивая вылазки интервентов, выбили  польско-литовский гарнизон в г.Москве из Земляного и из Белого города, никто и не вспоминает. На мой взгляд – это чудовищная несправедливость.  4 ноября (по новому стилю) в России праздник – День народного единства. Именно в этот день 22 октября 1612 года казаки князя Трубецкого взяли одну из лучших в Европе крепостей – Китай-город в г. Москве, которая была построена известным итальянским фортификатором Петроком Фрязиным младшим в 1538 году. Сегодня мы почти не знаем из каких городов были казаки, служившие в Первом ополчении. До наших дней дошли имена лишь некоторых казачьих атаманов, воевавших под Москвой под руководством князя Трубецкого.

           В своей книге «Заселение Сибири и быт первых ее насельников» П.Н.Буцинский описывая угодья, принадлежащие Тобольскому мужскому монастырю, указывает на интересный факт. В 1612 году «били челом боярем и всей земли с первоначалья строитель с братиею и того монастыря вкладчики тобольскаго города и иных сибирских городов, которые служили под Москвою и всякую нужу терпели с боляры и со князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким с товарищи, тобольского города атаман Дурыня с товарищи, чтоб их боляры пожаловали для их старости за их службы и за раны, где б при смертном часу головы свои приклонить к монастырю, а на прокормление били челом о пустом займище о реке Вагае по обе стороны и со всеми угодьи и с озеры и о Бегишевых горах и с озером Бегишевым и с сенными покосы и с островом» [2]. Таким образом, мы видим, что среди казаков князя Трубецкого в 1611-1612 годах в рядах Первого ополчения сражались и сибирские казаки. Поименован же из них в челобитной лишь один казак – тобольский атаман Иван Петрович Дурыня, которого многие историки с большой степенью вероятности относят к ермаковским казакам.

            В фондах Государственного архива в г. Тобольске хранятся три списка XVIII века с царской грамоты 1624 года царя Михаила Федоровича. Данная царская грамота подтверждает, что указанные выше земли были выделены Тобольскому мужскому монастырю по челобитной 1612 года строителя Логвина с братиею и того монастыря вкладчиков атамана казачьего Ивана Дурыни с товарищи Тобольского уезда [3]. В результате удовлетворения  этой челобитной монастырь сделался одним из крупнейших землевладельцев. Так государь отметил заслуги сибирских казаков и их участие в Первом ополчении. Хочу отметить, что участник Первого ополчения тобольский казачий атаман Иван Петрович Дурыня не дожил до поступления в г. Тобольск этой царской грамоты, так как согласно Тобольским дозорным книгам в 1624 году его уже не было в живых [4].

Зимой 1625 года царь Михаил Федорович назначил бывшего руководителя Первого ополчения князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого воеводой в г. Тобольск, куда последний прибыл в мае 1625 года, где 24 июня этого же года умер. Так по воле Божьей связались судьбы участников Первого ополчения тобольского казачьего атамана Дурыни с г.Москвой, а московского боярина князя Трубецкого – с г.Тобольском. В истории Сибирского казачества много славных страниц – присоединение Сибирского царства, Забайкалья. Приамурья, Камчатки, Аляски, и участие сибирских казаков в Первом ополчении в 1611-1612 годах – одна из этих страниц, так как результатом одержанной в 1612 году победы стало избрание на престол русского царя, окончание Смуты, сохранение независимости Русского государства, сохранение Православия на его территории, и сибирские казаки внесли в это свою лепту!

С.Е. Дурынин. Атаман Ямальского казачьего округа

Обско-Полярной казачьей линии СКВ

4 ноября 2017 года



Литература и источники:

1. Ровенский Г.В.,Потапов Н.В. Князь Дмитрий Трубецкой - Спаситель Отечества. 1611/12гг.Краеведческий оттенок биографии. Наукоград Фрязино, 2011.

2. Буцинский П.Н. Сочинения в двух томах: Т.1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников/Под ред. С.Г. Пархимовича. Сост. Ю.Л. Мандрика.-Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999.С.122.

3. ГБУТО «ГА в г.Тобольске».Ф.И70.Оп.1.Д.86.Л.14-16,17-18об.,68-70об.

4. Найденов Н.А. Тобольск.Материалы для истории города XVII и XVIII столетий.Москва,1885.С.8

http://www.летка.рф/news/k-405-letiyu-moskovskoy-bitvy-1612-goda

Recent Posts from This Journal

Н.И.Костомаров, "Смута в Московском государстве"
- для меня это было источником сведений.

И, простите, вот ведь вечная путаница:
Китай-город был захвачен 1 ноября по григорианскому календарю - в начале 17 в. разница между календарями, юлианским и гр., составляла 10 дней.

Но, может быть, Вы и сами это знаете;
но согласитесь, какая дурость, когда мы сами себя морочим.
Например, выдавая гражданскую войну за отечественную.
22 октября в Кремле укрылись сторонники призвания Владислава.

Скверно то, что у нас громоздится миф на миф - миф о "блистательном" "7 ноября" на миф о "героическом" "4 ноября"...

что, в таком случае, мы празднуем ?
Может быть, убийство ребёнка, сына Лжедмитрия, родившегося в то время, когда его отец был законным Государем ?

История никак не получается благостно гладкой.

И опять, что же получается - в нач. 17 в. не было никакого единства именно с важными сейчас для нас субъектами:
ни с казанскими, ни с крымскими татарами, ни с украиной, ни с сев.-кавказскими мусульманами, ни с одним из народов Сибири...

Вероятно, задумка праздника кому-то казалась замечательной... но это опасная попытка сделать опору на ложно-пустую идею.

Лживо-заманушечная ленинская идея об "оперных республиках с оперными театрами" привела к крушению этого государства из-за естественной неблагодарности облагодетельствованных !

Ну да ладно, для меня это память преодоления смуты - хоть какой-то здравый смысл.
Надеюсь, я не сильно надоел Вам, слово за слово и получается длинно...
но с металлоконструкцией в ноге как раз занятие по планшету стучать ))
это я из солидарности написал ))