Феликс Разумовский: Сначала нам нужно примириться с Россией


Феликс Разумовский считает, что о настоящий истории надо рассказывать и детям

В день столетия революции канал «Россия К» начинает премьерный показ нового цикла «1917: Переворот? Революция?
Смута?», автором которого стал известный писатель, историк и телеведущий Феликс Разумовский.

Минувший век требует осмысления, и все каналы предложили зрителям как свои
доку-версии и трактовки событий, так и премьеры художественных фильмов.
«Культура» же представляет не некий скандальный вариант истории
столетней давности, не ее мифологизированную версию, а обстоятельный
рассказ о событиях, подкрепленный богатым документальным материалом.

В фильме – восемь серий, четыре покажут на «революционной» неделе.
Рассказ начнется, естественно, с «пролога» ко всей истории – разговор
пойдет о событийной роли русской интеллигенции, формировании партий, в
том числе и той, которой суждено будет стать партией власти. О целях и
задачах яркого проекта мы поговорили с Феликсом Разумовским.

- Понимаете, мы живём в довольно необычное время. Время воинствующего
постмодернизма. Это время позволяет сочетать несочетаемое, соединять
несоединяемое и вообще делать все, что душе угодно; всё объявлено
условным, абсолютное и истинное упразднено. Тем не менее, от основных,
базовых вещей нам все равно уйти не получится. Более того - придется с
этим как-то определиться. Например, надо определиться и в отношении двух
колоссальных фигур, которые дала нам эпоха 1917-го года.

- Эпоха, Феликс Вельевич? Не год, а эпоха?

- Да, я не оговорился, это именно эпоха, с прологом и колоссальным
эпилогом. И эта эпоха высветила на русском пространстве две полярные
фигуры – Ленина и патриарха Тихона.

- Честно – неожиданно. Надо
признать, что революционные события 1917 года обсуждались весь год, и в
разных ракурсах, но имя Патриарха Тихона в этих обсуждениях фактически
не встречалось…

- Тем не менее, эти две фигуры в первую очередь и раскрывают смысл
происходящего, смысл эпохи. Стало быть, заслуживают обсуждения. Замечу,
что все, кто непредвзято общался с Патриархом, говорили, что он – святой
человек. И вот перед нами два антипода. Две необыкновенные фигуры,
каждая необыкновенная по-своему. И между ними надо сделать выбор… Пора
сделать выбор. Сто лет – это важный рубеж для любой цивилизации, у нас
было время разобраться в том, какие плоды принесла деятельность
большевистского вождя и Предстоятеля русской Церкви. К тому же, если мы
хотим следовать духу русской истории, нам не уйти от оценки
нравственной. Иначе мы будем бросаться от одной идеологии к другой.
Разговоры о противоречивости и прочее тому подобное пора оставить. Это
тот самый случай, когда полезно вспомнить евангельское: «Но да будет
слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а чту сверх этого, то от лукавого».
Здесь и речи быть не может о каком-то «очернительстве» или о
«перечёркивании», «выбрасывании» истории. Ибо «выбросив» большевистскую
историю, мы предадим забвению подвиг Патриарха Тихона.

- Но про одну фигуру – Ленина -
мы знаем явно больше, чем про патриарха Тихона. Правда, надо восполнить
пробелы.  Один «делал революцию». Другой…

- Нам изрядно заморочили голову всей этой темой. Вот, скажем, Великая
Французская революция, которой мы до сих пор стремимся уподобить 1917
год. Разве эти исторические события похожи? Французская революция при
всех ее издержках созидала нацию, её деятели не призывали к забвению
национальных интересов. В нашей же так называемой революции все было с
точностью до наоборот. Октябрьский переворот привёл к предательскому
Брестскому миру. Ну и как, скажите, можно называть одним и тем же словом
совершенно разные явления?


- Хорошо, если не революцией, то как бы вы назвали 1917-й?

- В русской истории есть такое явление, как Смута. Когда наступает
кризис, с которым Россия не можем справиться, начинается саморазрушения
нации (не только государственности, но и культуры). Этот момент
большевики использовали в полной мере. Но видите ли в чем дело, наряду с
отступниками и самозванцами, в смутное время появляются и национальные
герои. Начинается процесс оздоровления и возрождения. В 1917 году это
движение возглавил патриарх Тихон. Мы почему-то совершенно не говорим о
том, что именно в тот период, когда происходила революция, происходило и
восстановление Патриаршества, что очень важно! И в Москве работал Собор
– впервые после 200-летнего перерыва! Одновременно большевики решаются
на артиллерийский обстрел Московского Кремля. Повреждены соборы, стены и
башни… И потому избрание Патриарха переносится из кремлёвского
Успенского собора в Храм Христа Спасителя. Такие вот детали. И все эти
вещи, на наш взгляд, важно сопоставить.

- Посоветуете ли смотреть ваш цикл детям? Скорее, подросткам, изучающим историю?

- Существуют разные точки зрения о том, надо ли рассказывать детям о
трагических моментах нашей истории. Кто-то говорит – зачем, мол, все это
знать молодому поколению... Я считаю, что говорить им об этом нужно. Но
начинать надо с другого, не с большевиков, не с переворотов и кровавых
преступлений. Подросткам надо рассказывать о красоте России. С начало –
об этом. Сделать это несложно: достаточно пойти в Третьяковскую галерею,
в зал Левитана, и посмотреть его картину «Над вечным покоем». Это
Россия и есть. Такой она была, так выглядела наша страна. А когда это
станет понятным, можно и нужно говорить с ними и о другом. О том, о чем
мы с вами сейчас говорим.

- Работа над фильмом шла долго?

- Только съемки заняли год. Но у нас все было, как бы сказать, без…
скидок. Если действие разворачивается в Швейцарии – значит, снимали в
Швейцарии. Если в Питере – значит, в Питере. Но в целом проект, конечно,
занял больше времени. Хотя какие-то подходы к нему я совершал чуть
раньше, в других своих программах. Но могу рассказать и то, к чему
подводим в итоге. Сейчас у нас, конечно, тема примирения несколько
затихла, хотя она, безусловно, важна. Вопрос в том, кто, как и с кем
должен примиряться. И как достичь национального примирения. И мы
предлагаем свой ответ. С начало примиряться нам всем нужно с Россией. За
последние столетия мы по каким только тропам не ходили – и по
коммунистическим, и по буржуазным, и по либеральным. По русской – не
ходили. На нее бы и свернуть.

Подробнее: http://vm.ru/news/431488.html




Recent Posts from This Journal

Я бы хотел добавить ещё от себя:

Современные пост-советские и коммунистически, да и прочие, считающие
себя патриотами, любят напирать и сравнивать потери 90-х ельцинских, и перестроечных горбачёвских с
потерями в Великой Отечественной войне.
Вот, мол до чего довели либералы!:( О, как сократилось население!:( Во как, разрушили экономику!:(

Только давайте, мои дорогие красные товарищи, не лгать!!!

Давайте корректно сравним два смутных, аналогичных времени:
с Февраля 1917 по окончанию Гражданской войны....чего вы дорогие тогда устроили в этот период
и подсчитаем убытки. Какие гигантские издержки понесла Россия, чтобы компенсировать ваши "художества" разрухи.
Вот тогда сравним убытки того времени и Перестроечно-Постперестроечного!
Сколько погибло тогда и сколько не родилось при Ельцине и слишком рано умерло, сколько заводов превращено в хлам!

А Отечественную оставим в покое, не вы на ней воевали и защищали Родину!

Если уж честно сравнивать, то сравнивать с вашим грёбанным 1917 годом!

Edited at 2017-11-09 07:57 pm (UTC)