Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote,
Татьяна МАСС
tanya_mass

Categories:

Госсовет Франции запретил устанавливать рождественские крэши /ясли/ в публичных учреждениях



Это дело длилось с 2014 года, после того как суд г. Монпелье вынес строгий вердикт по делу установки крэша в мэрии города Безье. Следующая судебная инстанция аннулировала запрет, и понеслось дело по всем  уровням, пока на днях Высшая судебная инстанция по административным делам - Государственный Совет Франции - поставил точку, запретив установку рождественских вертепов по всем госучреждениям.

Во всех других местах Госсовет ясли разрешает  при условии, что  "установка рождественского крэша не носит религиозного характера, а является лишь  праздичной декорацией"

                   Рождественские ясли по-французски. Восьмивековая история

Считается, что традиция установки рождественских яслей и вертепов — креш (от франц. cr?che — рождественские ясли) существует с XIII века, когда Франциск Ассизский начал воспроизводить в заброшенном хлеву сцены Рождества, в которых принимали участие люди и животные.

Центром возникновения этого благочестивого обычая называют Прованс — область на юге Франции.

С конца XVIII века рождественские ясли стали появляться в каждом доме, и эта провансальская традиция очень быстро распространилась по остальным регионам страны.

В Провансе ясли представляют собой две почти никак не связанные по смыслу декорации, одна из которых иллюстрирует жизнь местной общины с домами, колодцами, пекарней, водяной мельницей, снегом, елями, оливковыми деревьями и непременной с иллюминацией на небе, а вторая — хлев с младенцем Иисусом, Девой Марией, Иосифом, ослом, быком и Вифлеемской звездой.

Традиция прочно вошла в семейную жизнь жителей Прованса, где сантон (фигурка святого) передается от отца к сыну. Слово «сантон» происходит от провансальского «santoun», что означает «маленький святой». Все сантоны изготавливаются при помощи специальных форм, изображающих многочисленных популярных в Провансе персонажей, которые мастер тщательно просушивает перед тем, как покрыть лаком.

Затем формы заливаются гипсом, реже смолой. После чего по контурам и у основания сантона убирает все лишнее и снова помещает фигурку в форму и оставляет сушиться в темном месте, затем снова удаляет все лишнее, но уже у сухой фигурки. Фигурки раскрашиваются вручную гуашевыми красками: сначала наносятся светлые цвета, например, на лицо, а затем более темные.

Раньше французские ремесленники изготавливали эти фигурки в течение года, и помимо святого семейства, пастухов и Марии, часто создавали фигурки местных сановных особ. Фигурки были яркими и разноцветными, сразу привлекающими взгляд, и их литейные формочки передавались из поколения в поколение. Фигурки продавались в течение декабря на ежегодных рождественских ярмарках в Марселе и Эксе.

Первым большим сантоном стала скульптура марсельского мастера Ланьеля, которая до сих пор хранится в Музее Старого Марселя. Существуют сантоны трех основных размеров: маленькие, высотой около 1-3 см, традиционные — величиной с большой палец и большие, которые достигают 18-20 см. Для некоторых из них, как правило, для сантонов большого размера, изготавливаются специальные костюмы.

Образ каждого сантона чаще всего тесно связан с фольклором или местными традициями. Распространенные сантоны — например, щедрый пастух, предлагающий ягненка, или женщина с черной курицей. Среди фигурок представлены все профессии прошлого века, в общей сложности около пятидесяти запоминающихся персонажей.


К наиболее распространенным относятся Рустидо (Roustido) — симпатичная дама с красным зонтиком, который держит ее муж, Бартомью (Bartomiou) — неисправимый пьяница в длинной хлопковой шапке, который дарит младенцу Иисусу сушеную треску, Писташи (Pistachi?) — простак с ослом, везущим мешки пшеницы, Лу Рави (Lou Ravi) — горожанин, тянущий руки к небу в знак обожания, булочник с корзиной с лепешками в руках, торговки чесноком, рыбой, батраки с фонарями в руках, рыбаки с сетью через плечо, молящиеся коленопреклоненные персонажи и другие.




http://www.liberation.fr/france/2017/11/10/le-conseil-d-etat-retoque-definitivement-une-creche-installee-par-robert-menard-a-la-mairie-de-bezie_1609160?xtor=rss-450&utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments