Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote,
Татьяна МАСС
tanya_mass

Category:

Старинные Вологодские росписи на мебели и на прялках


На Русском Севере появились и получили распространение все основные виды русских народных росписей. Старался простой человек украсить жилище своё, предметы труда и обихода. Но почему такого не возникло южнее-чем это вызвано? Как всегда прав оказывается Карл Маркс: "бытие определяет сознание".

Сложные климатические условия, низкоплодородная почва вынуждали людей искать иные способы приработка и таковым становилось ремесло, в том числе художественное. Очевидно, что первыми народные рисунки появились на прялках- предмет этот был востребован на людных мероприятиях (бесёдах),а широкая чистая плоскость сама просилась быть разрисованной.



Кто нибудь видел московские, курские, воронежские прялки? Нет, конечно, - их не существовало, так как в южных регионах и климат и почвы давали стабильный доход при выращивании обычных сельхозкультур, но на Севере такой фокус не проходил-в иной год снег выпадал в июне, заморозки, да вообще низкая урожайность заставляли людей поворачиваться в сторону льноводства, а что такое лён- да трава, не требующая себе никаких особых условий.


Сама то трава конечно никому не была нужна, а нужны были льняные нити- от самых тонких то канатов. А прясть то дело мутное, долгое, скучное..... Да выбора не было и посему и стар и млад, и мужики и бабы занимались прядением, а уже сами нитки можно было на рынках менять на продукты питания из южных регионов. Очень производительны самопряхи, но тонкую и хорошую нить на них не получить, а как раз тончайшие нити с середины 19 века (появления промышленного кружевоплетения на Вологодчине) и ценились выше всего!




И собирались красны девицы на бесёды, и садились на донца прялок и начинали песни петь да парней кадрить. А так как вставать им было не с руки, то парни сами садились им на колени и увидев такую вечеринку сейчас, мы остолбенели бы. Хотя прялки в первую очередь были именно рабочим инструментом и 90% их не имели на себе никаких рисунков, стали именно их делать нарядными, ибо в люди с серой палкой не пойдёшь, потому отцы и покупали дочерям прялки расписные и нарядные. Тогда это был элемент престижа, как седьмой "айфон" сейчас. Именно эти преизрядно украшенные лопастки и радуют нас в современных музеях. Чем роскошней и нарядней была прялка тем выгоднее подавала себя девица.



С прялок рисунки начали перекочёвывать на другие предметы- посуду, мебель, детали интерьера. Но всё же, что стало первым толчком к появлению этой традиции, кто спустил курок и запустил механизм появления неисчислимого количества народных росписей? Версий три:

а) Версия первая- "ИЗ ЗА БУГРА ВСЁ ЭТО". На данный момент точно известно и вряд ли будет оспорено- в Северной Европе (Швеции и Норвегии) народные росписи появились на 150-200 лет раньше чем у нас. Отношения же торговые поморы с западными партнёрами имели давние: "шведские воровские люди" не только регулярно грабили и убивали русских и карел, но имели и обширную торговлю с ними. Многим поморским сёлам и ближе и выгоднее было покупать хлеб в Финляндии и Норвегии. Так в Териберке стояли перевалочные склады, но наши купцы и простые рыбаки плавали много западнее, обмен продукцией имел огромный масштаб- в доме любого помора обязательно были вещи заморские. Неудивительно , что попав в руки наших мастеров тамошняя посуда, расписанная цветами и орнаментами, побудила их к первоначальному копированию и использованию чужих идей. С этого всё и началось.




б) Версия вторая- "САМИ НЕ ДУРАКИ". Если глянуть трезво, то неожиданно оказывается, что центры росписей находятся за сотни км от границ, у поморов своих живописных традиций не было, а прялки свои они украшали искусной резьбой. Не было росписей ни у карелов ни у вепсов, которые напрямую касались всяких скандинавов. Более того- не было их даже у финнов..... Россия же имела на своей территории огромное количество иконописных мастерских- в каждом доме стояло по несколько икон, при всех крупных монастырях были школы иконописи. Иконы писались в больших количествах и поставлялись даже за рубеж- большие партии ярославских икон уходило в страны Балканского полуострова, Грецию и Египет.Более того- существовали у нас такие мастера как "травники"- люди расписывавшие тябла иконостасов, стены храмов и боярских палат орнаментами и цветами. То есть это были дизайнеры того времени. Подчас люди это были мирские и семейные- неудивительно что появилось у них желание украсить своё жилище, ибо кто мог начать рисовать там, где рисовать может и не стоит- да тот у кого есть кисти и краски.



Есть ещё одна преинтересная гипотеза, имеющая широкое хождение- начало промыслу сему положила новгородская посадница Марфа Борецкая. И действительно, именно борецкая роспись является самой старой из известных- первые прообразцы, на которых уже чётко заметны признаки "борка", датируются концом 18 века. А суть этой истории такова: одна из богатейших людей Новгорода, владелица бесконечных земель по берегам Северной Двины и Студёного моря, в конце 15 века почему то выбрала и возглавила "литовскую " партию , что совершенно не понравилось Ивану Третьему.

В ходе двух военных походов великий князь Московский казнил сына Марфы-посадника Дмитрия Борецкого, а второго её сына Фёдора сгноил в Муроме. Желая как можно больше отдалить встречу со своими детьми, Марфа Борецкая собрала весь двор свой (а это несколько сот человек) и уехала от греха подальше в свои владения- село Борок, что в Верхнетоемском районе. Были в свите её конечно иконописцы и травники. Вот, значит, они слегка деградировав и начали расписывать прялки и всякую утварь. А надо сказать что самые старые образцы "борка" как раз отличаются строгим построением и даже суровостью- чувствуется иконописная школа. Всё это очень даже может быть, особенно если упустить из виду, что со времён "ссылки " до появления борецкой росписи прошло 300 лет и то что Иван третий всё таки казнил (по одним данным в селе Млёве) или заточил (по другим данным- в Нижнем Новгороде) Марфу в монастырь, где бунтарка и отдала Богу душу.




в) Версия третья- "ГИБРИДНАЯ". Роспись на Север действительно была привнесена, но не чужаками, а русскими из более южных губерний. Такое вполне может быть, так как артели костромских и вятских "маляров отходников" здорово наследили по Олонецкой и Вологодской губерниям. Каждую зиму сотни людей уходили в те земли и зарабатывали себе на пропитание, разрисовывая местным жителям мебель и дома. Большинство из них безвестны, но были и те кто оставлял автографы на своих работах. Много домов расписанных вятичем Юркиным с сыновьями до сих пор стоят на Верхней Уфтюге. Это был мастер с большой с буквы, имевший свой особый почерк- грубоватые цветы, выполненные в особой свободнокистевой манере. Но в целом "маляры" работали халтурно- подчас без грунта, плохими красками.... Про то что их рисунки осыпаются сразу после их отъезда слагались даже частушки, тем не менее услуги их были востребованы- работали эти ребята быстро и не дорого.


Как бы то ни было, но с улучшением жизни простых крестьян, с появлением доступных оконных стёкол и белых печей, в середине 19 века на Русском Севере произошёл культурный взрыв- масса предметов, домов, прялок покрывалось яркими и радостными рисунками, люди старались как можно больше украшать свою тяжелую и серую жизнь. А мы сейчас можем только восторгаться мастерством и вкусом этих тысяч безымянных народных мастеров.
(фотографии и текст Николая Телегина г Курск)

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments