Поколение смартфонов и ЕГЭ превратилось в стадо безграмотных индивидуумов?



Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия. Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге", с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.

При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, - приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" - подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.

В старшей группе из 15 человек (возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так: "воин", "непослушный", "тот, кто живет один", "человек, который иждевал", "кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.


Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и т.д.), практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый", "бирюзовый", "толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья".

На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так: "это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули".

Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки", "это клетки в зоопарке", "старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто".

О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня" (справедливости ради отмечу, что за "Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто", "церковные люди", "Виктор Цой".

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой "революция" только пожимает плечами.

Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.

Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то... не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?". Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки", а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель.

Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь", "Манданштан", а вчера наша картотека пополнилась вариантом "Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель").

Есть миф, что, мол "дети" ("детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.

Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.

А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.

А один написал, что нет такого народа - "это брет" (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это "бочка на воде" из двух вариантов ответа он сделал один.

Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: "мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва", "анти библия", "история", "свитки", "алах" и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик 8 класса).

В конце идут вопросы "блиц": любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет".

Наташа Романова

Recent Posts from This Journal

  • Мои книги

    • Аннотация к "Рассказам русской француженки" "Рассказы Татьяны Масс обладают особым свойством: в них всё наглядно, всё…

  • "Где-то в Европе!" / перевела с французского/

    Германия, Ганновер: Патриция Х., 61 год, помогала мигрантам. Она давала им уроки немецкого языка на добровольной основе, а иногда даже оказывала им…

  • Святая итальянская актриса...

    Молодая женщина, итальянская актриса подверглась нападению и избиению без причины в Турине. Виновником насилия является Халим Бен Дауд,…

  • (no subject)

    "У меня очень невесёлые мысли по поводу происходящего… Сейчас в театре остались един ицы из тех, кого я могу назвать элитой……

  • (no subject)

    Как-то в былые годы общалась с одной женщиной, сотрудницей одного из московских НИИ или треста, не помню. К ним только пришел на работу совсем ещё…

  • (no subject)

    Сегодня по русскому ТВ один видный чин церковный на вопрос журналистки о венчании Собчак умудрился так дипломатично запутать тему, что вообще…

  • (no subject)

    У знакомой русской муж французский проел мозг. Она приехала сюда оптимисткой и полной всяких надежд, а муж попался тяжелый характером. Однажды -…

  • (no subject)

    Святейшему Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу Ваше Святейшество! Я живу во Франции, но являюсь прихожанкой прихода Московского…

  • Друг пишет из Москвы:

    "Да, слушай, ну на кой ты в своём блоге эту ксюшу-шлюшу с еённым мужем пиаришь? Вот зачем? Ну, да безобразники... Плюнь и забудь. Никакие…

В заголовке не нужен мягкий знак.
Это однозначно утверждение.

У меня нет слов. Это - дно.
поколение не в вакууме выросло. все из семьи.
в интеллигентных семьях или в семьях работяг - не так.
а это дети из семей торгашей , мерчендайзеров по лизингу и мелких чиновников из городских управ

ПС
это значит, что система дала возможность размножаться в 90ые и начале нулевых преимущественно вот такому вот мусору, отрицательный отбор

помножьте это на пропаганду "ты этого достойна" и вот вам толпы безграмотных идиотов , готовых крушить все подряд в угоду своим хотелкам

Edited at 2018-07-08 12:38 pm (UTC)
Организаторы курсов знают, как срубить бабло. На курсы отправляют те, кто сам воспитан поколением либерал-жуликов. И - впечатляющая эффективность курсов: по окончании слушатели по-прежнему не знают НИЧЕГО.
тоже подумала о том, что этот пост во сути - профессиональный приговор этой "Школе грамотности"
Да, мне показалось, что преподаватели курсов вполне достойны своих учеников и наоборот, ученики - таких преподавателей.

Язык явление живое, большинстао перечисленных слов - кандидаты в архаизмы.
В то же время появляется новых слов в среде 20-летних о которых мы не слышали. Многие из них временные жаргонизмы, но часть останутся в языке.

А у меня лично такое впечатление, что скоро полстраны будет говорить на некой разновидности "олбанского". И в "анахронизм" пользователи этого , ммм, сленга, готовы записать весь "великий и могучий"

Edited at 2018-07-08 03:28 pm (UTC)
Интересно, а автор этой статьи может ответить на следующие элементарные вопросы, не заглядывая в справочник:

1. Кто написал "Занимательную физику"?
2. Каково значение слов "тетраэдр" и "экспонента"?
3. За что получил нобелевскую премию Пётр Капица?
4. Кто открыл Закон всемирного тяготения? Подсказка: это был НЕ Ньютон.
5. Чему равен логарифм от восьми по основанию два?
6. Кто изобрёл транзистор?
7. Кюри, Карно, Лейбниц - какую из этих знаменитейших фамилий носила женщина?

НУ что, сможет автор текста ответить на эти вопросы? Если нет,то как тогда назвать эту Наташу Романову? Может, неучем? Или представительницей поколения лоботрясов?
но тут вопросы не по языку, а по физике и математике
А зачем нам задавать вопросы по языку? Мы же говорим об уровне образования. Поэтому проверяем в первую очередь степень владения самыми элементарными и важными вопросами.
полная фигня-с
выборку можно сделать любую и в прошлые времена тоже.

нормальные умные, образованные дети
а ради хайпа или из-за не любви к своей работе многое можно нарыть
А чего тут думать? У меня отец всю жизнь преподавал в вузе, а в 90-е пришлось идти работать в ПТУ. Он-то всегда думал, что студенты у него тупые... Ситуация, думаю, не именилась, есть умные, есть глупые, есть не желающие учиться. А нарыть можно все, реально все, с подверждениями.
Ну да, эти так и будут хайпить краудфандинг и не зашквар им стримить школьные драки и издевательства над хейтерами...
я так поняла что хочется думать будто дети дебилы. А это не так

Вовсе дети сейчас не дебилы. Они все разные.Как и в советские времена. Просто малограмотные пишут теперь не на заборе, а в интернете. Поэтому более заметны.