«Роман «Автобиография Иисуса Христа» станет событием. С огромным знаком «минус»

«Христос» потребления: как Спасителя красиво подменяют антихристом. Рецензия на книгу Олега Зоберна

Всеволод Чаплин: «Роман «Автобиография Иисуса Христа» станет событием. С огромным знаком «минус»Фото: wikipedia.org («Сретение», Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308—1311)

Недавно в издательстве «Эксмо» вышла книга Олега Зоберна «Автобиография Иисуса Христа». Не исключено, что вскоре она станет поводом для новой острой дискуссии между различными интеллектуальными лагерями. Прочитав роман, протоиерей Всеволод Чаплин в своей авторской колонке оценил его художественные достоинства и содержательную сторону. Наш колумнист задается вопросом: почему писатель Зоберн, выходец из православной среды, намеренно подменяет Иисуса Христа иконой антихриста?

Йесус для либералов

Роман Олега Зоберна «Автобиография Иисуса Христа», убежден, станет событием. Но для меня — событием с огромным духовным знаком минус, причем огромным именно потому, что громкое будущее роману практически обеспечено. Пока про книгу знают немногие вне профессионального круга литераторов и критиков. Однако нетрудно предположить, что текст будет издан немалыми новыми тиражами, переведен на несколько языков, а затем экранизирован.

Книга написана, прямо скажем, талантливо и очень добросовестно. Язык красив необычайно. Реалии проработаны многолетним чтением древних текстов и многолетними же путешествиями по библейским землям. Образы очень «настоящие», сочные, легко представимые — грядущему кинорежиссеру не надо будет метаться в поисках характеров, да и свободы у него останется не так много. Изо всех «альтернативных» интерпретаций жизни Христа новый роман, на мой взгляд, уступает только булгаковской — хотя последняя, конечно, более фрагментарна. «Евангелие от Иисуса» Жозе Сарамаго по сравнению с книгой Зоберна кажется занудным, схематичным, банальным. Философичность у нашего автора «запакована» в афористичные фразы и сами образы, а не нагромождена в авторских рассуждениях, как у Никоса Казандзакиса, чей знаменитейший и скандальнейший роман «Последнее искушение Христа» безусловно проигрывает книге Зоберна и по литературному мастерству, и по дерзости.

Как раз о дерзости и поговорим. Йесус, герой Зоберна, пускается в откровенный разврат и торгует наркотическим куревом. Он одобряет гомосексуализм, зоофилию, аборт, самоубийство — словом, практически все то, что осуждается канонической Библией и историческим христианством, но нравится их либеральным критикам. Упомянутый герой разделяет множество религиозных взглядов, по определению несовместимых с христианскими, — деизм, учение о переселении душ, восприятие жизни как зла. Йесус Зоберна — ни в коем случае не Бог, а грешный человек, делающий карьеру пророка и целителя, склонный к обману и эксплуатации, любящий женщин, вино, комфорт, деньги и прочие материальные блага.

«Страсти Христовы», анонимный художник XV в., Нидерланды (wikipedia.org)

Понятно, что с Евангелием эта картина не согласуется никак. Московский писатель старается ниспровергнуть все, что в христианстве есть неотмирного и Божественного. Но одну «святыню» он не смеет тронуть даже пальцем. Более того — как раз на поклонении ей он основывает картину мира и жизни своего героя. Святыня эта — грешный человек, наслаждающийся земным бытием. Конечно, Йесус не умирает на кресте — он, надев женское платье, уходит в Дамаск в надежде на спокойную старость. Вместо него умирает Иуда — но делает это добровольно, а мы помним, что в системе ценностей главного героя самоубийство есть прекрасное избавление от тягот бытия.

Двойник Христа

В общем, постмодернистская деконструкция получается неполной — и от того бистандартной, непоследовательной, неубедительной. «Разрешено» претендовать на разрушение ценностей, которые христиане считают вечными, — и самого образа Христа. Но автор не дерзает посягнуть на идолы, которые либеральная среда обычно считает незыблемыми — на жизнь человека, его комфорт, свободу секса и вообще свободу. Герой «автобиографии» вызывает жалость — и одновременно симпатию, «понимание» среди обывателей, которым потребительские установки милее и ближе всего.

Йесус Зоберна «включает» свою версию христианства в набор ценностей общества потребления. Пытается превратить Христа из Судьи и Отца — в продавца и в товар одновременно, в подобие Симона Волхва. Вот лишь две цитаты из рассуждений центрального персонажа романа — не самые кощунственные, но симптоматичные.

«Слова не могут быть лживыми, они могут быть только сильными или слабыми». «Что уж тут лукавить, лучше иметь большое доброе сердце и сундук с серебром, чем просто большое и доброе сердце, это понятно и ребенку! Товар к товару, слово к слову, медяк к медяку, и не стыдись благодарить за сытую и беззаботную жизнь Бога, имя которого — Меркурий Сверхприбыльный».

Неслучайно это учение радостно приветствует главный редактор «Радио Свобода» Дмитрий Волчек, написавший для обложки книги: «Христианство XXI века должно быть именно таким». Да, кому-то очень хочется поставить Христа на полку супермаркета. Но блестяще сказала на либеральнейшем, оппозиционнейшем, но все-таки православном сайте «Ахилла.ру» Анна Скворцова: «Есть риск увлечься ей (этой книгой, — прим. авт.) и принять за Христа кого-то другого, того, кто «рядится в одежды ангела света» и не может открыть людям врата Небесного Царствия. Погружаясь в текст, мы соединяемся мысленно с его героем, и велика опасность, что, когда придет Христос настоящий и постучит в двери человеческой души, Ему уже не откроют, потому что место внутри горницы окажется занятым Его двойником».

«Йесус» из «автобиографии» не просто пытается лишить Евангелие главных вещей — Неба, суда, вертикали, вечности. Он не просто служит тем, кто прячется от встречи с Богом — прячется либо в грехах, либо в житейской «пользе». Он есть икона антихриста. Автор, конечно, не может этого не знать, и тогда самым интересным становится вопрос о его глубинных интенциях — или об отсутствии таковых.

Эль Греко, «Изгнание торгующих из Храма» (wikipedia.org)

Вопросы автору

Олег Зоберн — не атеист, не персонаж ряда Pussy Riot и Femen, не политический антиклерикал. Он — выходец из известной московской православной семьи. Учился в воскресной школе, затем — на миссионерском факультете Свято-Тихоновского православного университета. Он сохраняет православную религиозную практику — как минимум остаточную. В интервью«Независимой газете» он говорит: «Я верующий человек и отвечаю только перед Богом, чего же мне людей бояться? Вспомним слова псалмопевца Давида: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться?»

Интересно, что параллельно с выходом романа в Церкви возникла дискуссия о взглядах протоиерея Владимира Головина из татарстанского Болгара. Тот говорит про Христа: «Он — не Бог. Он — Богочеловек». Утверждает, что Иисус теоретически мог согрешить. Смакует физиологические подробности Его жизни. Появляется новая мода — или целая тенденция, заимствованная у западных «ниспровергателей»?

Защитники Зоберна, конечно, могут сказать, что Йесус — это не Христос. Подобное давно говорят апологеты Булгакова. Но название и обложка говорят сами за себя, да и живущий среди нас автор гораздо более доступен для прямых вопросов.

Вытеснил ли детскую и юношескую веру «мудрый» постмодерн? Или не было веры, но была и осталась игра? Или преодоление личных трудностей заменило надежду самонадеянностью? Или просто… смотри цитату про слова и медяки? Автор, похоже, хотел бы избежать ответа. Неужели мы никогда его не узнаем?
https://realnoevremya.ru/articles/89728-vsevolod-chaplin-o-romane-avtobiografiya-iisusa-hrista

Recent Posts from This Journal

  • Мои книги

    • Аннотация к "Рассказам русской француженки" "Рассказы Татьяны Масс обладают особым свойством: в них всё наглядно, всё…

  • "Где-то в Европе!" / перевела с французского/

    Германия, Ганновер: Патриция Х., 61 год, помогала мигрантам. Она давала им уроки немецкого языка на добровольной основе, а иногда даже оказывала им…

  • Святая итальянская актриса...

    Молодая женщина, итальянская актриса подверглась нападению и избиению без причины в Турине. Виновником насилия является Халим Бен Дауд,…

  • (no subject)

    "У меня очень невесёлые мысли по поводу происходящего… Сейчас в театре остались един ицы из тех, кого я могу назвать элитой……

  • (no subject)

    Как-то в былые годы общалась с одной женщиной, сотрудницей одного из московских НИИ или треста, не помню. К ним только пришел на работу совсем ещё…

  • (no subject)

    Сегодня по русскому ТВ один видный чин церковный на вопрос журналистки о венчании Собчак умудрился так дипломатично запутать тему, что вообще…

  • (no subject)

    У знакомой русской муж французский проел мозг. Она приехала сюда оптимисткой и полной всяких надежд, а муж попался тяжелый характером. Однажды -…

  • (no subject)

    Святейшему Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу Ваше Святейшество! Я живу во Франции, но являюсь прихожанкой прихода Московского…

  • Друг пишет из Москвы:

    "Да, слушай, ну на кой ты в своём блоге эту ксюшу-шлюшу с еённым мужем пиаришь? Вот зачем? Ну, да безобразники... Плюнь и забудь. Никакие…

"Йесус не умирает на кресте — он, надев женское платье, уходит в Дамаск в надежде на спокойную старость. Вместо него умирает Иуда — но делает это добровольно "
Это древнее высохшее говно из гнилого мозга гностиков. Как и вся книга, судя по описанию. Спрыснутые свежей мочой от автора, чтоб был вид свежачка.

История у этой книги будет такая же, как у "Последнего Искушения" или "Матильды".

Погибе память его с шумом.

Причем большая часть шумящих погибнет быстрее шума.
вон Сарамаго везде продается - значит не забыт
я читать не буду - боюсь за свою неокрепшую веру
Зоберн писатель той же степени таланта, как и Красовский как режиссер.
после такого пиара пришлось качнуть.
Недавно читал Добрый человек Иисус и негодник Христос Филипа Пулмана, то же занятная книжица
Я не собираю никаких доказательств. Прст, мне известно, что он закончил Миссионерское отделение Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
( http://pstgu.ru )
Отсюда, сбствн, и вопросы.

Признаюсь, прочитав интервью с ним, я остался несколько озадачен от его провокационных признаний:

"Я православный (?) писатель и животновод. Мои свиньи живут в уникальных условиях, даже классическую музыку слушают, любят «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и «Кармина Бурана» Карла Орфа. Иисус богословов меня не устраивал, и я давно хотел написать большую книгу о нем, показать живого Иисуса.

По этому поводу хорошо сказал в интервью Папа Римский Франциск: «Тот, кто больше всего испачкал руки – это Иисус. Иисус испачкался больше всего. Он не был “чистеньким”, но он шел к людям, был среди людей и принимал людей такими, какими они были!»

Зачем вообще искать себе непорочных идолов, духовных авторитетов, легендарных героев? Это ловушка, попытка спрятаться в иллюзию. Ты человек – все, что нужно, есть в тебе. Именно наше несовершенство приближает нас к Богу.

Он был очень образованным человеком для своего времени. Сила не падает с неба в виде волшебного луча. Чтобы развить в себе сверхъестественные способности, стремящимся к совершенству надо больше читать, уметь слушать собеседника и не появляться на людях, налившись вином, словно двуручные кувшины.

Меня интересовала возможность правдивой реконструкции, библейский реализм.

Истинный христианин должен быть личностью, нельзя унижать себя, отдавать себя в рабство религиозной организации, начальнику, настоятелю, надменной красавице. После Никейского Собора в 325 году христианство окончательно стало приложением к государству, притом, что любое государство – это форма бреда. Если вернуть христианству гностическую полифонию и жизнелюбие, оно сможет противостоять другим агрессивным конфессиям и вообще сохраниться, особенно на Среднем Востоке.

Сияющая мрачным блеском, испещренная шутливыми огоньками поверхность романа или рассказа должна быть, так сказать, общепривлекательной. Глубина, которая страшит, не является подлинной глубиной, ибо facilis descensus Averny – легок и приятен спуск в инфернальные пропасти.

– Вы представляете своего читателя? Кому адресована Ваша книга?

– В первую очередь, пожалуй, семинаристам и людям, которые помышляют о монашестве.

– И все-таки: почему Иисус, согласно Вашей версии, похож на слабого и несовершенного человека?

– Великий философ Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия пришел к выводу, что мир возник вследствие неудачной попытки творения, в результате катастрофы. Произошел, образно говоря, взрыв в лаборатории. Если продолжить мысль доктора Ицхака, получается, что в этой вселенской катастрофе пострадал и Сам Всевышний. Величайший эгоизм – не видеть несовершенство мира и, соответственно, несовершенство Творца.

– Протоиерей Всеволод Чаплин в своей рецензии похвалил Ваш роман, уточнив, однако, что читатель рискует перепутать Христа с кем-то еще. И все-таки, как же относится к Вашему роману официальная Церковь?

– Недавно я был в Петербурге, где во время сеанса столоверчения в доме одной академической вдовы мы вызвали дух известнейшего священника и профессора теологии Якова Шпренглера – автора введения к «Молоту ведьм». Его редко вызывают, особенно из Питера, в основном там востребованы Пушкин, Ахматова, Гитлер, Сталин, Бродский, а последнее время набирает популярность дух поэта Василия Филиппова. Так вот, профессор Шпренглер сказал, что прочитал этот роман и очень доволен остался. И долго не хотел уходить, продолжал двигать блюдце по буквам, рад был пообщаться.

– Почему же Ваш роман не вызвал возмущение великого инквизитора?

– У него было время подумать."

ОТСЮДА: http://chitaem-vmeste.ru/interviews/oleg-zobern-ya-pravoslavnyj-pisatel-i-zhivotnovod
Итожу свое недоумение: чрезвычайно мутный автор.

И по поводу «Кармина Бурана» Карла Орфа, что так люба свиньям его, смотреть свежее звучание оперы сей можно здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=o19cnfIOuU0

А о "Лысой Горе" и комментировать нечего.

Edited at 2019-01-23 04:22 pm (UTC)
Однажды он предложил мне посредничество между мной и издателем. Я покивала. "Прифрендилась" в Фб и невольно стала свидетелем его постов. Сначала я просто отписалась от него, а потом и "отфрендилась", поскольку записи его меня коробили сильно. Там именно о власти сатаны в мире писалось. Когда его начало сильно "ломать", после присоединения Крыма к России, когда он начал ругаться, я предпочла не читать его. Было ощущение, то он ПОНИМАЕТ, что он пишет. Он мастерский провокатор. Я не верю, что он православный. У меня глубочайшая уверенность, что это способ заработка, а поклоняется он каким-то другим богам. Ну вот есть ниша, она востребована. У меня знакомый продает оборудование -- он ненавидит это оборудование, он жил бы без него и жил бы себе, занимался бы любимым делом. Но за науку не платят, а платят за оборудование, да так хорошо, что жить можно да еще и по миру ездить. Ну вот так и тут.
Пост я удалила, потому что со всей семьей Зобернов мне спорить будет явно не под силу.
Было у меня ощущение, что он испытывает наслаждение, выворачивая православие наизнанку.Дескать вот вам, все равно сожрете.

Edited at 2019-01-23 05:04 pm (UTC)