«Поцелуй Иуды»

«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне — великая фреска, положившая начало новой эпохе, одним из главных открытий которой является изображение общности внешней и внутренней красоты человека.

Каждый элемент, каждый жест на этой фреске создаёт центробежный вихрь, закручивающийся в месте соприкосновения двух миров, двух разноуровневых сущностей. Напряжение, от которого сгущается воздух (обратите внимание, один из персонажей даже не замечает, что ему наступили на ногу). Момент истины. Рог, трубящий о вознесении пророка. По Библии, Иуда должен был выделить своим поцелуем Христа из толпы, чтобы стража смогла взять его под стражу. Живописец запечатлел не сам поцелуй, а момент за секунду до него, безмолвный разговор учителя и ученика. Исподлобья глядит уродство на Истину, силясь дотянуться до неё, осквернить, уподобить себе. Посмотрите, с какой энергией, каким порывом прописаны складки одеяния Иуды, которые стремятся полностью заслонить и поглотить спокойную и устойчивую фигуру Христа: «ты — не Истина, ты такой же, как и я!»
В апофеозе собственной гордыни, которая кажется ему точкой отсчета для всего окружающего мира, Иуда силится найти малейший намёк на благородном лице Истины, изъян. Но не находит его. С тем большим ужасом, как в кошмарном сне, эта скользкая, изворотливая сила, сделав отчаянный, способный разрубить надвое «замах меча», — в итоге бессильно опускает его на Истину, не оставив на ней ни царапины.

Меняются эпохи, сюжеты, персонажи, но немой диалог между этими сущностями всегда остаётся актуальным. Посредственное, завистливое, горделивое всегда стремится унизить, подавить, распнуть всё разумное, совершенное, истинное — и, как правило, преуспевает в этом, ибо не знает других способов утвердить себя в этом мире. Однако горькая для миллионных своего имени Иуд правда заключается в том, что те, через кого говорит Истина, Абсолют — всегда, даже на кресте — будут смотреть на них сверху вниз своим ясным, неумолимо спокойным взглядом, полным внутреннего достоинства и понимания: Истина — это то, что Есть, а лжи — не существует.








Вспомнилась уникальная большая икона "Чудо Георгия о змие" в декабре 1976-го на расширенной выставке икон в Русском музее.
Впечатлили именно взгляды. Свт. Георгий поражает змия не глядя, смотря куда-то вперед. А змию в глаза грозно глядит сверху конь Георгия. Надо бы найти..
Спасибо, но не эта.
Вот ниже есть немного напоминающая (только в ней Георгий смотрит на змея, а на той он не удостаивал его взглядом, конь - глава в глаза с чудищем. Большая была - примерно 150х100 см, не меньше. Из запасников, судя по всему. Автор неизвестен. Я к ней раза три возвращался. До того впечатляла.



Edited at 2019-04-26 01:43 pm (UTC)